Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Симхас Тойро 5746

гимел) …Чтобы понять это более ясно, нужно предпослать слова Гемора[1] по поводу «Шлухой шел одом кмойсой»[2], что «Как вы – бней брис, также ваш шлиах — бней брис», т.е., что для того, чтобы был возможен шлихус, шлиах[3] дложен быть подобен мешалеах.

Отсюда понятно также относительно шлихус упомянутого выше, что его цель – привести и открыть Машиаха, что сам факт, что это в принципе возможно, это потому что в сущности есть в каждом шалиахе подобие и пример от аспекта Машиаха, который находится у мешалеах.

Также, как есть Мойше Рабейну в каждом поколении, это Носи гадойр[4], также это  конкретно у каждого и каждой, что внутри него есть аспект Машиаха, и как объясняет Алтер Ребе в книге Тания, что у каждого и каждой из Израиля есть аспект Мойше внутри него, и это находится в нем беойфен пними[5], и это действует на него так, что страх перед Вс-вышним будет у него милсо зутроси[6].

И так же, как это относительно Мойше Рабейну – гойэл ришойн[7], также оно относительно Машиаха – гойэл ахаройн[8].

Подобно тому, как носи – это аспект йехидо клолис[9] – Машиаха поколения, что в нашем поколении это Мойри вехами Адмур, Носи дойрейну[10], так же есть в каждом еврее аспект йехидо в его душе.

И как говорят ХаЗаЛ относительно каждой души, хамишо шеймойс никреу ло, нефеш, руах, нешомо, хайо, йехидо[11], что у каждого еврея есть аспект йехидо в его душе, и не только когда его душа находится наверху, но также когда она опускается вниз в гуф[12]. Как понятно по-простому, что каждое утро возвращает ему Вс-вышний его душу, нешомо шеносато би[13], на всех пяти уровнях, включая аспект йехидо.

И в соответствии с вышесказанным, что йехидо это аспект Машиах, получается, что у каждого еврея есть Машиах ( в нем.

И как объясняется в книге «маор эйнаим», (от раби Менахем Нохума из Чернобыля), ученика Баал Шем Това и Межеричского Магида, что у каждого еврея есть в его душе искра Машиаха.

И как говорилось несколько раз, что это понятно также из двух объяснений, которые приводятся в ХаЗаЛ на посук «дорах койхов мияакойв», по первому объяснению этот посук относится к Машиаху, а по второму — к простому еврею; и в соответствии с известным прин­ципом, что два объяснения на один посук связаны между собой, понятно отсюда что каждый еврей связан с Машиахом, ибо есть в нем ницоц шел машиах[14].

И на языке Каболо аспект йехидо который находится в каждой душе, это ницоц котон[15], ницоц нивро[16], который довор эход[17] — йехидо леяхедхо с ницоц бойрэ[18].

Что отсюда понятно, как может быть шлухой шел одом кмойсой у каждого еврея, относительно носи гадойр и Машиах шебедойр[19], поскольку он подобен мешалеах в этом вопросе, и это он должен проявить тем, что исполняет свой шлихус практически, всеми десятью силами.

 Силой искры Машиаха – творить вещи самые высокие

далет) Более того: само то, что в каждом еврее есть в нем аспект йехидо в его душе, и аспект ницоц машиах в нем,  – это изначально для того, чтобы он выполнил шлихус по приве­дению Машиаха практически.

Есть такой принцип, что «все, что создал Вс-вышний в своем мире, не создал ничего впустую». И если это так относительно всех вещей в мире, тем более и тем более, что это так относительно аспекта йехидо — ницоц машиах – существующем в каждой еврейской душе, что это не напрасно, не дай Б-г, но есть в этом намерение и польза.

И по-простому: то, что дан еврею аспект йехидо, искра Машиаха, это не для того, чтобы это «спало» у него, не дай Б-г, но он должен «разжигать» эту «искру», пока не откроет тем самым аспект йехидо гаклолис, Машиах цидкейну.

И это достигается тем, что выполняют шлихус всеми десятью силами, начиная работы над собой, и также выполнить всеми десятью силами шлихус по распространению Элойкус в его доле в мире, и во всем мире, и открывают аспект йехидо (ницоц Машиах) в каждом еврее, которого он встречает, и ницоц Элойкус, существующий в каждом и каждом творении (как далее), пока не откроет этим в мире аспект йехидо гаклолис – Машиаха.

И можно сказать, что на это есть ремез[20] также в том, что написал Алтер ребе в Даф гашаар[21] книги Тания, относмительно «ки коройв эйлэхо гадовор меойд бэфихо увилвовхо лаасойсой»[22]

В каждом еврее есть аспект йехидо шебе6нафшой[23], и, само собой, его работа в распространении Элойкус в мире она способом коройв эйлэхо гадовор меойд, и дерех кцоро[24] но вместе с тем это дерех аруко[25] поскольку это должно проникнуть во все десять сил его души, что достигается посредством йедие вегисбойненус[26], ибо тогда она проникает в его душу внутрь, и на это само нужна помощь гашем Исборах[27].

гей) На первый взгляд можно спросить: ницоц машиах внутри него — ведь это лишь ницоц котон, как машегу, как же если так можно рассчитывать, что он сможет что-то сделать с этим?

И биур на это — есть принцип, что сущность, когда ты схватываешь часть ее, ты схватываешь ее целиком, т.е., что хотя говорится про микцас[28] и кулой[29], что это по-простому две противоположности, тем не менее, когда говорится про литпойс беэцем[30], то оба они равны, когда схватывают немного от эцем, даже ницоц котон шел габойрэ, схватывают бэкулой.

И как этот иньен есть также в соответствии с ниглэ[31]: когда касаются машегу от иньен клоли, касаются вещи целиком, поскольку это некудо шээйно мисхалэкес[32] (как объясняет Рамбам в Мойрэ Нэвухим). И как объясняется в другом месте, что есть два вида в машегу[33]: машегу, которое можно поделить на машегу мимашегу[34], и машегу, которое невозможно поделить вообще. И как закон относительно авойдо зоро[35] (не будет у тебя…), что ее запрет в машегу (которое не делится), как сказано «лой йидбак бэйодхо меумо»[36], и подобно этому, и тем более, в хорошую сторону, которая мерубо[37], относительно иньен  «Онойхи гашем Элойкехо[38]»

Поэтому говорят еврею, что с ницоц котон — — он может творить вещи самые высокие.

Подобие этому — из закона в ниглэ, что «гамекадеш эс гоишо ал мнас шэани цадик гомур» — мекудэшес», что, может быть, подумал о раскаянии и сделался цадик гомур. Гиргур — это самая маленькая вещь, и тем не менее он способен изменить его мциюс от полной противоположности праведника до цадик гомур, и до такой степени, что это касается кидушин, которые связаны с заповедью плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и захватывайте ее, и беойфен ницхи, и биньян адей ад.

Отсюда видно, как некудо мамош, только лишь гиргур тшуво, который длится самое короткое время, делает кидушин со всей силой этого до конца всех поколений.

И подобно этому также понятно относительно открытия Машиаха Цидкейну, это тоже выполняется посредством ницоц котон, который в аспекте машегу, который есть в каждом и каждой из Израиля.

На самом деле это легко понять из закона, приодимого Рамбамом, что «должен всякий человек видеть себя в течение всего года, как будто бы он наполовину праведник и наполовину грешник, и также всеь мир половина заслуг и половина грехов. Сделал одну мицву — перевесил себя и весь мир целиком в сторону зхус, и привел себе и им спасение и избавление.

Рамбам не объясняет, какую именно мицва ахас нужно выполнить, чтобы перевесить весь мир целиком и принести спасение и избавление. Т.е., даже самая маленькая мицва, в мыслях словах или делах, и нет разницы, или это мысль долгая, или разговор долгий, или действие большое, но даже самая маленькая махшово дибур или маасэ — перевешивают его и весь мир целиком в сторону зхус, и приводит ему и им спасение и избавление, до спасения и  избавления истинного посредством Машиах Цидкейну, и само это — бэрэга кэмеймро.

Израиль делают Тшува и немедленно они освобождаются, что когда говорится «немедленно», — это тейхеф умияд мамош, и все это посредством добавления даже в самой маленькой вещи. И как понятно по-простому из примера, который Рамбам приводит в этой галохе — как весы, находящиеся в равновесии, что отсюда понятно, что даже если добавляют даже самую маленькую вещь — это перевешивает весы в одну из сторон.

(вов) И есть в этом дополнительный акцент: кроме того, что ницоц котон, что есть у еврея, у него есть койах[39] «зажечь» йехидо клолис во всем мире, существует также в мире, как он сам по себе (в скрытом виде), ницоц Элойки, связанный с самым высоким уровнем в Элойкус.

И как известно, что в каждом и каждом нивро существует ницоц Элойки, который дает ему жизнь, до ницоц бойрэ, койах ацмус, как объясняется в игерес гакойдеш, что творения в этом мире еш меаин это от магусой веацмусой, что мциюсой меацмусой и он не олул хас вешолем, от какой-либо ило шекодмо лой.

И об этом говорится также в ниглэ дТойро[40], как пишет Рамбам в начале своей кинги галохойс, где он все пишет ясным образом, кол ганимцоим лой нимцеу эла меамитас гимоцой, т.е., что все нивроим, даже доймем шебедоймем, их источник не только от двар гашем, но от гимоцой, мциюсой шел гакодойш борух гу, и более того, от амитас гимоцой.

И в соответствии с вышеупомянутым, эцем кшэато тойфес бемикцосой, ато тойфес бехулой[41], понятно, что каждый нивро[42] связан с ацмус[43].

Само собой понятно сила, которая есть у каждого еврея, бегилуй[44], тем, что он раскрывает ницойц .машиах, аспект йехидо в нем, тем, что использует свои 10 сил, чтобы выполнить в мире его шлихус по гилуй Элойкус в мире, и это через то, что ницоц котон, который в нем, открывает ницоц котон шел Элойкус[45], находящийся во всякой вещи в мире, до того, что так выполняется «венигло квойд гавае вероу кол босор яхдов ки пи гашем дибер[46]»

Задача каждого еврея — распространять Элойкус в мире

заин) И это шлихус, возложенный на каждого еврея, распространять Элойкус в мире, пока это не приведет к гилуй дил’осид ловой[47], открытие «венигло квойд Гавае вероу кол босор яхдов.

Как известен пируш[48] на посук «От Вс-вышнего шаги человека направляются», что когда еврей приходит в какое-либо место, то это для определенной цели, выполнить заповедь и т.д., еврей – посланник Вс-вышнего; шалиах, где бы он ни находился, он койхой шел мешалеах[49].

И как говорится в Тойрас[50] Баал Шем Тов на посук «И ты пойдешь в место, что выберет Вс-вышний, установить свое имя там» — что когда еврей идет в какое-то место, это не то, что он идет, но ведет его Высшее Провидение, и его шлихус — это «лешакейн шмой шом»[51] — распространять Элойкус в мире [даже в месте, которое называется шом, что указывает на мокойм клипойс[52], как объясняется в Ликутей Тойро].

И как была работа первого еврея, Аврогом Овину, как приводит Раши, что Аврогом сказал «когда взял меня из дома моего отца, был Элойкей шомаим[53], а не Элойкей гоорец[54], что боэй ойлом[55] не знали его, и имя его не было известно на земле»; и после этого «гиргалтив бэфи габриейс»[56], и тем самым сделался Элойкей гашомаим вейлойкей гоорэц[57]. До такой степени, что действие Аврогом Овину в мире было «Вайикро шом бэшейм Гашэм Кэй-л Ойлом[58]», как объясняют ХАЗАЛ, не читай вайикро[59], а вайакри[60], учит нас. что гикри Аврогом Овину имя Вс-вышнего в устах каждого», учил людей взывать имя Вс-вышнего Б-га мира, когда кавоно в этом, (как хасидус объясняет), не только Кей-л гоойлом[61], но Кэй-л ойлом, что Элойкус[62] и мир это одно целое, кивйохол.

И в этом выражается шлихус[63] каждого еврея. что сделает вайакри шом бэшем Гавае Кэйл ойлом, распространить Элойкус в мире, чтобы все боэй ойлом[64] узнали, что млой кол гоорэц квойдой[65] .

И когда выполняют это дело практически, выполняют шлихус, это приводит к приходу Машиаха буквально, ведь когда прийдет Машиах, будет «Тогда обращусь к народам ясным языком взывать всем имя Вс-вышнего служить ему все вместе», и «И будет Вс-вышнему царство», т.е. будет бэгилуй[66] аспект млой кол гоорэц квойдой[67] для всех боэй ойлом[68].

И в соответствии с указанием Носи Дойрейну[69], что нужно быть нейройс легоир[70], освещать мир светом и огнем ницоц йехидо[71], что внутри каждого и каждого, и не так, что он остается на своем месте, но есть у него окна шкуфим атумим[72], что от него свет исходит на весь мир, как было в Храме, но он просто должен оставить свои 4 локтя и выйти в мир, и там распространять иудаизм и Элойкус.

И смысл этого объясняется в Мидраш: один из вас идет в одну страну, и другой из вас идет в другую страну, и как объясняется в нескольких местах, что кавоно[73] в этом – чтобы выполнить там шлихус распространения иудаизма и бирур ницойцойс[74] и гилуй Элойкус[75] в том месте, до способа вайакри шом бэшейм Гашем Кэй-л ойлом.

И в нашем поколении это включает в себя вопрос распространения майонойс хуцо…

(Ликутей сихойс т.29 стр 361, Симхас Тойро 5746 (1986) г., по книге Шаарей гагеула стр. 93)


[1] Талмуд

[2] "Посланник человека как он сам"

[3] Шалиах – посланник, мешалеах – посылающий, шлихус – миссия

[4] Руководитель поколения

[5] внутри

[6] маленькая вещь

[7] первый освободитель

[8] последний освободитель

[9] наиболее высокая душа в поколении

[10] Мой тесть и учитель, руководитель нашего поколения

[11] пятью именами называется она (душа): нефеш, руах, нешомо, хайо, йехидо; в Хасидизме и кабале объясняется, что это указывает на то, что существуют пять уровней души, которые называются (снизу вверх) нефеш…йехидо, т.е. йехидо это самый высокий уровень души

[12] тело

[13] "душа, которую Ты мне даровал" (из утренней молитвы)

[14] искра машиаха

[15] маленькая искра

[16] искра сотворенного

[17] одно целое

[18] Искра Творца

[19] руководителя поколения и Машиаха поколения

[20] указание

[21] титульный лист

[22] "Ибо близко к тебе дело это очень, в устах твоих и в сердце твоем делать его"

[23] в его душе

[24] короткая дорога (там же)

[25] длинная дорога (там же)

[26] знание и размышление

[27] Вс-вышнего, благословенно его имя

[28] часть

[29] целое

[30] схватить сущность

[31] открытая часть Торы

[32] неделимая вещь

[33] букв. "что-нибудь"

[34] "что-нибудь от что-нибудь"

[35] идолопоклонства

[36] "не прилипнет к руке твоей ничего"

[37] больше

[38] "Я Г-сподь Б-г твой"

[39] сила

[40] открытой части Торы

[41] "сущность, когда ты схватываешь часть ее, ты схватываешь ее целиком"

[42] творение

[43] сущность Вс-вышнего

[44] открыто

[45] Б-жественную искру

[46] "И откроется слава Вс-вышнего и увидит всякая плоть вместе, что уста Вс-вышнего говорили", т.е, в каждом элементе творения будет видно, что все его существование – это слово Вс-вышнего.

[47] открытие (Вс-вышнего, которое будет в ) будущем мире

[48] объяснение

[49] сила посылающего

[50] учении

[51] установить Его Имя там

[52] место клипойс

[53] Б-г неба

[54] Б-г земли

[55] букв. «приходящие в мир»

[56] я приучил людей произносить его имя

[57] Б-г неба и Б-г  земли

[58] и воззвал там имя Вс-вышнего Б-га мира

[59] и воззвал

[60] переходный биньян (гифъил) он вайикро, т.е. «заставлял взывать»

[61] Б-г мира

[62] Б-жественность

[63] миссия

[64] люди

[65] полна вся земля Его славы

[66] открыто

[67] полна вся земля Его славы

[68] «приходящих в мир»

[69] Руководителя нашего поколения

[70] свечи чтобы светить

[71] искра ййехидо. Ййехидо – сущность души

[72] распахнутые наружу (как в Храме). Имеется в виду, что обычно в домах делают окна расширяющимися вовнутрь, чтобы свет входил в дом. В Храме окна расширялись наружу, ибо из Храма свет распространялся на весь мир.

[73] цель

[74] «очищение искр»

[75] раскрытие Б-жественности