Йоэл рассказывает, что когда его супруга была беременна, у нее была суккерет, какая-то проблема со здоровьем, связанная с беременностью (диабет от беременности), и это было опасно для нее и для ребенка. И Йоэл пошел разговаривать со своим учителем равом Штейнзальцем. Рав сказал ему:
- Молись. Что делать? Молись.
Шпиц, который учился от своего учителя относиться к вещам буквально, ему это показалось неубедительным.
- Ты действительно веришь, что молитва может изменить что-то и уменьшить количество сахара в крови? Ты веришь, что это работает?
Когда рав Штейнзальц это услышал, он разозлился. Он начал на меня наезжать очень жестоко. И примерно 6 минут он мне говорил какие-то ужасные вещи, которые произойдут со мной, если я не верю в молитву: Всевышний раздавит меня, я буду страдать. И это было страшно. И я начал плакать. И он продолжал мне говорить все эти вещи, от чего я буду страдать, и на этом закончился наш разговор.
Но с того дня и дальше у моей супруги не было никакой проблемы с сахаром до конца беременности (диабет, который бывает во время беременности). И только после того, как уже родился ребенок, Шпиц подошел к рав Штейнзальцу и сказал:
- То, что рав – великий мудрец, это я знаю. Но то, что рав также баба (баба – это тот, кто делает чудеса) – это для меня новость.
И рав Штейнзальц не принял это объяснение. Он говорит:
- Я думаю, что все проще. Есть посук, который говорит: «И тогда разговаривали боящиеся Бога друг в другом, и Всевышний услышал». Ты мне рассказал из глубины своего сердца то, что происходит с тобой, и Всевышний услышал.
Вот такая история. Ну-ка, вот ваши комментарии, что вы из этого выучили?
То есть я как бы задал себе вопрос: так кто был на самом деле Штейнзальц? Вот вопрос.
Он действительно был только чистый такой интеллектуал или же это был человек, который… это однозначное чудо, нет? Я пришел к выводу, мы как-то говорили об этом, что у каждого настоящего цадика есть внешнее и есть внутреннее. То есть все эти майсы, которые нам рассказывают, они прекрасные майсы, но они абсолютно внешние. А вот в этой ситуации, когда он реально делает чудо, причем тоже каким-то достаточно специальным образом…
Тоже я вчера читал какую-то майсу про кого-то из цадиким, который тоже таким же образом делал чудеса. То есть именно посредством того, что он ругал кого-то, это то, что его спасало. То есть это, как говорится, чудо достаточно высокого уровня.
Я отсюда выучил, что то, что мы читаем от Штейнзальца, - это хорошо, это правильно, это замечательно, но это чисто внешние вещи. А вот внутренние вещи – это вот это. И кто такой был рав Штейнзальц внутри, по-моему, еще никто не рассказал, и не факт, что кто-то расскажет.