Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

23

Еще один момент, о котором говорили вчера: Pavel ‘Pasharome’ Vavilin вчера говорил о том, что христианство с древних времен старалось как можно больше «снять» противоречие между наукой и религией. Собственно, иудаизм тоже — просто вчера были примеры из христианства. И тогда вопрос, что я делаю с этим сейчас? Вся моя тшува шла под лозунгом «Дарвин дурак». И вообще наука глупость, а истина в только в Торе. И так я уже пытаюсь, наверное, последние сорок лет убеждать себя в истинности религиозного взгляда на мир.
(продолжение вчерашних постов) Можно задать еще один вопрос: т.н. «гуманистический» иудаизм, поднимающий на щит идею «богоподобности» человека, называющий это богоподобие, можно сказать, главным «откровением» Танаха. Увы, можно задать тот же вопрос (который резче всего ставит Факенгейм): кто сказал, что это правда? Кто сказал, что человек «богоподобен»? В лагерях большинство теряли человеческих облик — как с одной стороны, так и с другой. И опять же мы приходим к выводу, что нам требуется сегодня более реалистическая вера. Более реалистическая оценка способностей и возможностей человека.
https://ru.scribd.com/document/579389370/%D0%AD%D0%BB%D0%B8-%D0%A8%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B4-%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%9F%D0%BE-%D0%A2%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B8-%D0%91%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-3-3-3-%D0%98%D1%8E%D0%BD%D1%8F-2022 Текст еще одного урока по Левинасу
Важно подчеркнуть: если я прихожу к выводу, что библейская критика говорит правду. И что человек произошел от обезьяны. И мир существует 13 миллиардов лет. Это не значит, что я снимаю кипу, и записываюсь в клуб молодых безбожников. И кричу на всех перекрестках эти раввины меня обманули. Это значит то, что Левинас называет «религией для взрослых». Уменьшить ожидания. Более спокойно относиться к понятиям награды и наказания. Более свободно выбирать что я хочу соблюдать а что нет. Меньше искать в религии экстаза, а больше — культуры и мудрости, языка и т.д.
(изучая Розенцвайга) Древний человек, древний философ представляет себе сферу, на которой укреплены звезды, внутри которой по правильным орбитам двигаются правильные планеты. А в центре находится земля, тоже управляемая правильными законами, которые нужно только открыть. Потихоньку модель корректируется. Сфера разбивается, планеты получают свободу и человек тоже. Но кажется, последний остаток этой древней схемы — это идея философской «тотальности» («Все») с которой воюет Розенцвайг. Эта тотальность, эта принципиальное единство (и объяснимость) мира — это — визуально, тоже некая «сфера». Эту «виртуальную» сферу, кажется, Розенцвайг пытается разбить.
собственно, сегодняшние обсуждения родились из вчерашнего онлайна Pavel ‘Pasharome’ Vavilin о соотношении науки и религии в христианском богословии. Я только в конце изложил свою точку зрения. Я хочу надеяться, что такие встречи станут регулярными, и приглашаю тех, кто в теме и кому есть что сказать, участвовать в этих встречах Следующая такая встреча будет в среду вечером
Розенцвайг выступает против идеалистического метода борьбы со страхом смерти с двух сторон. Первое – попытка отрицать страх смерти это просто ложь. Пытаясь смягчить страх перед смертью, идеализм не только отрицает основное переживание жизни – самого этого уже достаточно, чтобы предоставить его в весьма проблемном свете – но саму жизнь. Для того чтобы обосновать свою попытку успокоить это основное переживание, отличающее жизнь и определяющее ее, она должна принять смерть как свое убежище. Попытка смягчить страх смерти связан с представлением ее как подъема над физическими ограничениями смертного человека, как выход из коридора во дворец, как освобождение от суеты этого мира и от его кандалов, к просторам вечности души.
Левинас: «не убий» Розенцвайг: «а идеализм убивает…» (готовлюсь к уроку по Розенцвайгу сегодня вечером) Цитирую дальше по «#Верующий_разум»: Даже безотносительно к прямому предложению – явному или неявному – покончить с жизнью, идеализм, с точки зрения Розенцвайга, стоит на основе уничтожения всех жизненных оснований в жизни человека, общества и культуры. Человек не воспринимается идеализмом, как сосуд для этического, или для умозрительной метафизической истины. Общество и культура не определяются иначе как частичная и временная реализация идеи человечества.
Визуализация: стоит такой проповедник — не важно какой веры. И читает майсы о будущем мире и проч. А перед ним стоит изнуренный узник. С петлей на шее. На коленях и в кандалах. И он вынужден все это слушать И под конец слышен только один его крик: сними веревку с шеи! Ослабь кандалы! Так выглядит «наезд» Розенцвайга на классическую философию…
Есть язык земли и язык небе. Язык души и язык тела. Тора это язык небес. Язык души. Наука это язык земли, язык материи, язык тела. Принципиально важно чтобы душа понимала язык земли. А земля пыталась понять язык Небес. Тора дана *с небес*. И она так и остается на земле небесной гостьей, говорит о вышних и лишь намекает о нижних И тем не менее, «истина прорастает из земли» * Тело — это открытое зло. Но также и у душ есть зло, но оно тоньше в разы Дурное начало интеллектуалов (и философов) тоньше в разы. Но и опаснее в разы.