(изучая Розенцвайга)

(изучая Розенцвайга) Древний человек, древний философ представляет себе сферу, на которой укреплены звезды, внутри которой по правильным орбитам двигаются правильные планеты. А в центре находится земля, тоже управляемая правильными законами, которые нужно только открыть.

Потихоньку модель корректируется. Сфера разбивается, планеты получают свободу и человек тоже.

Но кажется, последний остаток этой древней схемы - это идея философской "тотальности" ("Все") с которой воюет Розенцвайг.

Эта тотальность, эта принципиальное единство (и объяснимость) мира - это - визуально, тоже некая "сфера". Эту "виртуальную" сферу, кажется, Розенцвайг пытается разбить.

Возможно, что эмпиризм означает принципиальную непредсказуемость процессов. Никто не знает что будет. Любая флуктуация может привести к мировой войне (первая мировая война началась с незначительного повода убийства посла)

Как в той истории про служанку которая поменяла детей. Шагар (вчера был его йорцайт) объясняет что это притча на "большой взрыв". И говорит что "сам Бог не знает, чем это закончится"

Может быть, это "Бог не знает" есть основа современного эмпиризма, и современного мировоззрения вообще.

Нет жесткой логики. Нет жестких правил. Каждый день и каждое действие может изменить ситуацию. Нет "конца времен" в историческом смысле

Мир принципиально открыт. "Крыша мира" пробита

Запись опубликована в рубрике: .