Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

03

Полгода назад я попал на «иголки» к DoctorMoshe Ben Abraham Недавно закончил второй курс иглоукалывания. Попробую подвести здесь кое какие итоги. Во-первых (это был мой вопрос к «понимающим друзьям» — перед тем как решиться «сесть на иглу» (китайскую)) — вредить это точно не вредит. Хуже не стало — это точно. Приносит ли пользу? Честно, я сам постоянно задаю себе этот вопрос. С первого курса я сбежал в конце. Потом вернулся на второй. На вопрос «сколько времени берет лечение» Моше дает уклончивый ответ — «пока не вылечишься»… С моим настроем на быстрый и явный эффект это явно плохо стыковалось.
В конечном счкте представления Тании отчеловеческой природе есть отражение аналогичных прелставлений современной ему философсокй мыслм, видевшей высший смысл в исправленми человека. В этом смвсле экзисенционализм рава Кука и рабби Нахмана как раз опередили вркмя. А тания нет, она очень созвучная своему времени книга. Сегодня рав вилелем говорил о мсирут нефеш по тании. Сидел и слугал и думал. Какой мсирут нефеш если более половины если не девыть демятых евреев оствили с тех пор сове еврейство. Эла май? В то время когда писалась тания и в той облатсти — В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОпе — действительно было немыслимо для еврея переменить веру. Алтер Ребе взял да распространил это на все времена и места. да еше подвел под жто теорию. Или это просто психологический прием опытрого лидера внушающего своей пастве что сменить веру немыслимо. Прследнее наверное ближе к истине
В конечном счете, представления Тании о человеческой природе отражают представления современной ему европейской философской мысли, видевшей высший смысл в «исправлении» человека. В этом смысле, как раз экзистенционализм рава Кука и рабби Нахмана опередили время. А Тания — нет, она очень созвучная своему времени книга. Навеяно вот этим: http://www.pryamaya.ru/mihail_labkovskiy_lektsiya__konsultatsiya_kak_perestat_stradat_i_nachat_radovatsya_zhizni =================== Сегодня рав Вилелем говорил о мсирут нефеш по Тании. Сидел и слушал и думал. Какой, нафиг, «врожденный» мсирут нефеш, если более половины, если не девять десятых, восточно европейских евреев оствили с тех пор свое еврейство?
Сегодня на фарбренгене базарили с нашим равом. Я говорю: большинство людей остаются на уровне, которого они достигли в детстве или ранней юности. Та версия хасидута, которую они выучили в детстве — «ханох ленаар ал пи дарко» — остается с ними до самой старости. Хасидут для детей не плох. Просто -это детский хасидут. Это хасидут где все ясно. Где все построено на «кабалат ол». Где всегда можно задать вопрос Ребе и получить ясный ответ. Хасидут для взрослых — это когда надо решать самому. Только катнут это галут. Дети не приведут Мошиаха. Хотя дети называются «мешихай» — но привести мошиаха могут лишь взрослые. Лишь развитая личность. Лишь гадлут. Гадлут — означает самостоятельность. У рава Гинзбурга есть такое слово «ашраа» — в отношении гадлут. Т.е., взрослый — действует «в духе» — своего учителя. Ребенок же — следует букве. То самое «лев ладаат»
Мне не очень удобно писать здесь на лично-медицинские темы, но с другой стороны если это кому то поможет — то наверное есть смысл ================ Мотался вчера в Иерусалим — впервые за полгода. В прошлый раз ездил — еле до дому доехал. Полгода не выезжал из Нетании далеко. Вот собрался. Блин, ничего не болит. И дорога три часа в одну сторону — вроде нормально перенес. Друзья в Иерусалиме заметили, что стал лучше выглядеть. Смысл тот, что иголки (китайские) работают. Я не знаю, или это работает для всех, или нет. Наверное, на кого то действует лучше, на кого-то хуже. Я сам после первого курса хотел сбежать. Друзья уговорили продолжить и довести до конца.
Есть иудаизм для детей и иудаизм для взрослых. Иудаизм для детей — слушай, что тебе говорят. Основа воспитания — как говорит Авраам Лишфиц — это любовь и границы. Иудаизм для детей устанавливает границы, и тем самым формирует личность. Иудаизм для взрослых — думай сам, решай сам. Никто не застрахован от ошибок и никто за тебя не решит твоих вопросов. Ответы находятся внутри тебя, не вовне. Когда взрослым преподают иудаизм для детей — часть из них покидает «хейдер», из которого они выросли (см. рав Кук, «маамар а-дор»). А часть регрессирует и превращается обратно в детей.
Был в субботу в Иерусалиме. Спасибо Michael Koritz за гостеприимство 🙂 Неожиданно для себя (ну как неожиданно — карты гугла я все же распечатал заранее, на всякий случай) — пошел пешком в Рамат Шломо — из центра — на шева брахот у (сына) рава Лазара. Иду и думаю себе — зачем я вообще туда прусь? Меня вроде никто не приглашал (выяснилось потом, что приглашали, но приглашение не дошло). И тем не менее иду дальше. Кто в курсе — там после Сангедрии огромный овраг. И нужно его перейти чтобы попасть в Рамат Шломо. Я ничего этого не знаю, блуждаю по оврагу и думаю уже вернуться…
Фрейд считал что человеком управляют две силы Эрос и Танатос. Любовь и смерть. Смерть, наверное сильнее. «Если Б-г не помогает, не возможно одолеть». И да, это йецер тов и йецер ра. Депрессия в Танахе называется руах раа — у царя Шаула. А дух радости — руах недива тисмехени, гашмиени сасон весимха — есть ясный признак Б-жественного духа. Находясь в депрессии или испытывая обиду — человек отдает себя во власть сил тьмы и смерти. Буквально. Когда депрессия вдруг покидает человека — вдруг осознавшего свое предназначение и услышавшего голос Свыше — это подобно возвращению к жизни.
В свое время я долго пытался понять что такое вера. «Эмуна» от «омен эт Адаса». «омен» — означает «воспитывать». Эмуна, таким образом, означает привычку. Так по Тании. Рамбам говорит нечто более интересное. «Как невозможно объяснить слепцу, что такое свет. КАк невозможно объяснить евнуху, что такое секс… — так невозможно объяснить неверующему что такое вера». Парадоксально, но мистик Алтер Ребе дает «рационалистическое» определение веры. А «рационалист» Рамбам — дает самое что ни на есть чуственное и эмоциональное определение.
Так или иначе, или вера — это мощный энергетический поток, измпняющий реальность. Или свет и тепло, согревающее и освешающее душу. Или — просто слова, за ктторыми нет никакого чувства. В последнем случае лучше снять кипу совсем (по крайней мкре пкрестать охмуряться) чтобы хотть какая то чувчтвительность к свету вернулась вновь
Был на уроке Йегуды Ифраха в Иерусалиме. Тема — Амалек а хасидут Ижбица. Надо будет послушать запись. Пока, ппрвое впесатление. Амалек — человек без харак ера. Человек подражание. Человек имитация. Поэтому ему в сущности все равно, быть ли милосердным к злодеям. Или жестоким к милосердным. Ибо его связь с собственным я утеряна
Есть люди, собственной личности так и не составившие. Или потерявшие свое ятпо пути тшувы. Все что у них остается — это нападать на других и смешивать с грязью то, что им непонятно. Кстати это тоже Амалек…
Последний урок Йифраха не выходит из головы. «Амалек — хасер офи». По русски — человек без характера. Человек, который сам не знает чего он хочет. Человек которому по большому счету все равно — бвть ли милосердным или жестоким. Иногда он милосерден — беспричинно — к жестоким. Иногда беспричинно жемток к милосердным. И то и другое не проистекает из его внутренней натуры, а управляемо трендом Такой человек не спосоьен создать семью или поддерживать стабильные отношения. Он либо впадает в полную зависимость. Либо наоборот, полную оистраненность.
Пурим праздник ад ло яда. Праздник тех, кто выходит в путь, повинуясь лишь своему внутреннему голосу. Не зная, что их ждет за поворотом. Пурим праздник ад ло яда. Ад ло яда — это атик. Неизвестность может породить отчаяние и упадок духа. Но неизвестность — она также неизвестность Аврама, которому Б-г сказал иди в землю ктхоторую явлю тебе. Неизвестность это атик. Три вещи приходящие беоейсех даат. И хотя путь уменьшает тои вещи, как пишет Раши. Иногда поосто невозможно иначе. Пурим мв превращаем неизвестность и неопределенность в источник силы и воодушевления, в энергию направленного и осмысленного действия
А еще Йегуда говорит, чтр абсолюиный альтруизм это своего рода аутизм. Лишь отдавая и ничего не получая взамен человек рано или поздно растратит свои душевные силы. И не факт что кто то ему поможет. В этом смысле скащки про аьсолютный альтруизм праведников прошлыз поколений модет сыграть с намм злую шутку. Причем у нас еще и совок накладывается. Ты должен, ты обящан и тд. Как Лабковский замечательно пишет И может поэиому праведники ьрали пидьон за свои благословения
Гулял вчера по Реховоту. Хотел встретить одного близкоготдруга, но ониуже исполнил заповедь ад ло яда.. Шел по улицам с удивительным чувством: что вся та злость которая кипела во мне все эти годы — на Хабад. На Ребе. На Б-га… — ее больше нет. Она куда то ушла. Куда то — в том же нвправлении — ушла сопровождавшая меня все эти годы депрессия. Зашел в синагогу. Пока начался фарбренген рава Глуховского — посмотрел видео Ребе в фойе. И то же ощушение — никакого отторжения, никакой злости. Дождался фарьренгена. В этом году решили перенести традиционный пуримский фарьренген рава Глуховского из дома где стало совсем тесно, в синагогу… и.. почти никто не пришел…
А еще Йегуда говорил на уроках, как важны границы в отношении с другим человеком. Не ломать его границы — как следствие инфаетильной зависимости. И не отдаляться от него совершенно, с другой стооны. Первое Йегуда называет хесед нафул. Упавший хесед. Ниуф. Разврат. Второе — упавшая гвура. эйсав. Убийство. Амалек это эти два. Можно увидеть диеамику процесса. Сломав границы другого человека и «изнасиловав» то фигурально, мв как правило теряем к нему интерес. Чтобв собеседник (супруг(а) оставался нтересен надолго нужно держать эти граеицы.