02

Наткнулся в субботу на старую брошюру рава Гинзбурга, посвященную войне в Персидском залива (92 года). Интересное сравнение - Вавилон и Египет. Вавилонское изгнание и изгнание Египетское. Рав говорит интересную вещь. Фараон - он "физик". Атеист. Навуходнецар - "лирик". Он не отрицает Б-га. Он стремится "уподобиться Б-гу". Что же плохого? Плохо, что уподобление Б-гу грубо и неощищено. Это есть суть "галут Бавель". Если "галут Мицраим" - это "кфира", атеизм, "я сам создал себя", то "галут Бавель" - это признание Высшей силы, но при этом "смешение языков" и смешение сердца. "Бавель" - те же буквы, как и в слове "левав" - сердце. Бавель - перепутанное сердце и перепутанный язык. В результате, человек, стремящийся к самому верху, оказывается в результате на развалинах недостроенной Башни.
В хасидуте Хабад часто упоминается, что в Торе существуют три уровня - открытая Тора. Сокрытая Тора. И "тайны тайн". При этом, понятно, хасидут Хабад - это и есть "тайны тайн". При этом, как правило, вообще не объясняется, чем отличается открытая Тора от тайной, и от "супер-тайной".. А также - почему собственно, именно Хабаду передано знамя "супер-тайной" Торы. Есть некоторое сравнение, часто приводимое Ребе, где открытая Тора сравнивается с водой. Сокрытая - с вином. А тайны тайн - уподобляются маслу. Которое проникает повсюду.
В одной из последних недельных глав. "Болезни которыми поразил Я египтян не поражу тебя". Корень слова "болезнь", "махала" - это буквы חלי. חלי на арамейском языке означает "сладкий". Слово "халва" которое всем нам хорошо знакомо - из того же общесемитского корня. Какая связь между болезнью и сладким? Хазаль говорят в Мидраше на Шир аШирим, на стих "ибо больна я любовью" - пока человек здоров - кушает все, что придется. Как только заболел - душа еоо тянется к сладкому. "Сладкое" - может быть на самом выстком уровне. Как в стихе 'ибо больна я любовью'. И может быть на элементарно матераильном уровне. А может быть на совсем низкой ступени не дай Б-г.
Голда Меир вспоминает о Бен Гурионе. ======================================== "За несколько месяцев до провозглашения Израиля Бен Гурион взял отпуск на три месяца - чтобы "изучать оборонительные вопросы". Он жил тогда в Тель Авиве (или это был кабинет?), и моя квартира была недалеко от его. И вот, как то поздно вечером он звонит мне - Голда, зайди, нужно посоветоваться... Я прихожу к нему - поднимаюсь на второй этаж - огромная комната, заставленная книгами...
"Ибо не увидит Меня человек и останется в живых". О чем это? В субботу получил алию как раз на этот отрывок. "Не сможешь узреть лицо Мое, ибо не увидит Меня челвоек и останется в живых". Пришло в голову, что "не сможешь узреть лицо Мое" - это "пнимиют". Тайны Торы. Сокровенное учение. Каббала. Хасидут. Вс-вышний говорит Моше - "не сможешь узреть Лицо мое". Еще не пришло время тайнам Торы раскрыться. Почему? "Ибо не узрит меня человек и останется жив". Раскрытие слишком сильного света - не только не приносит человеку пользу, но наоборот. Приносит вред. Внешний, очень сильный, свет Б-жественности убивает внутренний свет, внутреннюю энергию и интуицию, природное в человеке.

Запись опубликована в рубрике: .