Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

02

Наткнулся в субботу на старую брошюру рава Гинзбурга, посвященную войне в Персидском залива (92 года). Интересное сравнение — Вавилон и Египет. Вавилонское изгнание и изгнание Египетское. Рав говорит интересную вещь. Фараон — он «физик». Атеист. Навуходнецар — «лирик». Он не отрицает Б-га. Он стремится «уподобиться Б-гу». Что же плохого? Плохо, что уподобление Б-гу грубо и неощищено. Это есть суть «галут Бавель». Если «галут Мицраим» — это «кфира», атеизм, «я сам создал себя», то «галут Бавель» — это признание Высшей силы, но при этом «смешение языков» и смешение сердца. «Бавель» — те же буквы, как и в слове «левав» — сердце. Бавель — перепутанное сердце и перепутанный язык. В результате, человек, стремящийся к самому верху, оказывается в результате на развалинах недостроенной Башни.
В хасидуте Хабад часто упоминается, что в Торе существуют три уровня — открытая Тора. Сокрытая Тора. И «тайны тайн». При этом, понятно, хасидут Хабад — это и есть «тайны тайн». При этом, как правило, вообще не объясняется, чем отличается открытая Тора от тайной, и от «супер-тайной».. А также — почему собственно, именно Хабаду передано знамя «супер-тайной» Торы. Есть некоторое сравнение, часто приводимое Ребе, где открытая Тора сравнивается с водой. Сокрытая — с вином. А тайны тайн — уподобляются маслу. Которое проникает повсюду.
В одной из последних недельных глав. «Болезни которыми поразил Я египтян не поражу тебя». Корень слова «болезнь», «махала» — это буквы חלי. חלי на арамейском языке означает «сладкий». Слово «халва» которое всем нам хорошо знакомо — из того же общесемитского корня. Какая связь между болезнью и сладким? Хазаль говорят в Мидраше на Шир аШирим, на стих «ибо больна я любовью» — пока человек здоров — кушает все, что придется. Как только заболел — душа еоо тянется к сладкому. «Сладкое» — может быть на самом выстком уровне. Как в стихе ‘ибо больна я любовью’. И может быть на элементарно матераильном уровне. А может быть на совсем низкой ступени не дай Б-г.
https://www.youtube.com/watch?v=FEPBS5rNg-4 Голда Меир вспоминает о Бен Гурионе. ======================================== «За несколько месяцев до провозглашения Израиля Бен Гурион взял отпуск на три месяца — чтобы «изучать оборонительные вопросы». Он жил тогда в Тель Авиве (или это был кабинет?), и моя квартира была недалеко от его. И вот, как то поздно вечером он звонит мне — Голда, зайди, нужно посоветоваться… Я прихожу к нему — поднимаюсь на второй этаж — огромная комната, заставленная книгами…
«Ибо не увидит Меня человек и останется в живых». О чем это? В субботу получил алию как раз на этот отрывок. «Не сможешь узреть лицо Мое, ибо не увидит Меня челвоек и останется в живых». Пришло в голову, что «не сможешь узреть лицо Мое» — это «пнимиют». Тайны Торы. Сокровенное учение. Каббала. Хасидут. Вс-вышний говорит Моше — «не сможешь узреть Лицо мое». Еще не пришло время тайнам Торы раскрыться. Почему? «Ибо не узрит меня человек и останется жив». Раскрытие слишком сильного света — не только не приносит человеку пользу, но наоборот. Приносит вред. Внешний, очень сильный, свет Б-жественности убивает внутренний свет, внутреннюю энергию и интуицию, природное в человеке.