Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

01

В современном иудаизме, есть, кажется, что-то «саддукейское». Причем, если классические саддукеи «всего лишь» утверждали неизменность письменного текста Пятикнижия, и отвергали возможность толкования, то современные саддукеи относятся к любому письменному источнику как к письменной Торе. И само собой «Эта Тора не будет изменена». Может быть именно эта современная ситуация проливает свет на тот древний конфликт. Почему мудрецам было важно отстоять свое право толковать Тору, а не только исполнять ее буквально?
После йуд шватовское Несколько лет назад попалась на глаза статья — интервью с Ребе сразу после кабалат несиют — т.е. в ранние пятидесятые. Общий смысл: наш основной враг — ассимиляция. И каждый кто готов бороться с ассимиляцией — наш естественный союзник. Мне тогдашнему очень понравилось то интервью. Оно говорило на понятном мне языке. Сегодня вдруг сравнилось и подумалось. Хасидизм и сионизм. Галут и Эрец. Один из лидеров еврейства обьявляет: наша цель — выжить. Сохраниться. Физически и духовно. Все остальное по сути вторично.
Можно найти определенную корреляцию между хасидской идеей «битуль» и известными словами Хазал, «тот, кто живет за пределами Эрец Исраэль — подобен тому, у кого нет Б-га». Алтер Ребе объясняет в Тании, что за пределами земли Израиля т.н. «семьдесят вельмож» властвуют над материальностью, и поэтому она «нечиста», противоположна Святости. Соотв. — идея «битуль» — как отречения от «нечистой» материальности и сосредоточении на «чистой» духовности. В Эрец ситуация иная. В Эрец — сама материальность — свята. Поэтому Моше Рабейну так стремился войти в Эрец. Соотв, идея «битуль» — в меньшей степени характерна для Эрец Исраэль.