Наткнулся в субботу на старую брошюру рава Гинзбурга, посвященную войне в Персидском залива (92 года).
Интересное сравнение - Вавилон и Египет. Вавилонское изгнание и изгнание Египетское.
Рав говорит интересную вещь. Фараон - он "физик". Атеист. Навуходнецар - "лирик". Он не отрицает Б-га. Он стремится "уподобиться Б-гу".
Что же плохого? Плохо, что уподобление Б-гу грубо и неощищено. Это есть суть "галут Бавель". Если "галут Мицраим" - это "кфира", атеизм, "я сам создал себя", то "галут Бавель" - это признание Высшей силы, но при этом "смешение языков" и смешение сердца. "Бавель" - те же буквы, как и в слове "левав" - сердце. Бавель - перепутанное сердце и перепутанный язык. В результате, человек, стремящийся к самому верху, оказывается в результате на развалинах недостроенной Башни.
Если в Мицраим возвращаться вообще нельзя, то в Бавель - Авраам посылает своего слугу, чтобы найти жену для своего сына, Ицхака. Т.е., Бавель - это не есть нечто, что следует вообще отринуть.
Основной бирур, основная работа - это как раз Бавель. Очищение "смешения сердца". Нахождение компромисса и равновесия между разрывающими меня противоположными стремлениями. Мицраим в этом смысле лишь необходимое предисловие. Подобно тому как битуль есть лишь предварительное условие служения, но не само служение.
==================
На полях этого урока я бы заметил, что Хабад, скорее это тоже "физики". Алтер Ребе был "физик". И Рашаб. И Ребе. Поэтому Хабад так много говорит про "битуль". Возможно поэтому "леумат зэ" Алтер Ребе был Наполеон, так же как Фараон, отрицавший Б-га. И "леумат зэ" Предыдущего Ребе была евсекция.
Рабби Нахман - это наверное больше "лирика". Там вопрос "есть Б-г" или нет - не релевантен. Скорее интересно есть ли Б-г внутри меня или нет.
Шавуа тов