Наткнулся в субботу на старую брошюру рава Гинзбурга посвященную войне в Персидском залива (92 года)
Наткнулся в субботу на старую брошюру рава Гинзбурга, посвященную войне в Персидском залива (92 года).
Интересное сравнение — Вавилон и Египет. Вавилонское изгнание и изгнание Египетское.
Рав говорит интересную вещь. Фараон — он «физик». Атеист. Навуходнецар — «лирик». Он не отрицает Б-га. Он стремится «уподобиться Б-гу».
Что же плохого? Плохо, что уподобление Б-гу грубо и неощищено. Это есть суть «галут Бавель». Если «галут Мицраим» — это «кфира», атеизм, «я сам создал себя», то «галут Бавель» — это признание Высшей силы, но при этом «смешение языков» и смешение сердца. «Бавель» — те же буквы, как и в слове «левав» — сердце. Бавель — перепутанное сердце и перепутанный язык. В результате, человек, стремящийся к самому верху, оказывается в результате на развалинах недостроенной Башни.
Если в Мицраим возвращаться вообще нельзя, то в Бавель — Авраам посылает своего слугу, чтобы найти жену для своего сына, Ицхака. Т.е., Бавель — это не есть нечто, что следует вообще отринуть.
Основной бирур, основная работа — это как раз Бавель. Очищение «смешения сердца». Нахождение компромисса и равновесия между разрывающими меня противоположными стремлениями. Мицраим в этом смысле лишь необходимое предисловие. Подобно тому как битуль есть лишь предварительное условие служения, но не само служение.
==================
На полях этого урока я бы заметил, что Хабад, скорее это тоже «физики». Алтер Ребе был «физик». И Рашаб. И Ребе. Поэтому Хабад так много говорит про «битуль». Возможно поэтому «леумат зэ» Алтер Ребе был Наполеон, так же как Фараон, отрицавший Б-га. И «леумат зэ» Предыдущего Ребе была евсекция.
Рабби Нахман — это наверное больше «лирика». Там вопрос «есть Б-г» или нет — не релевантен. Скорее интересно есть ли Б-г внутри меня или нет.
Шавуа тов