В конечном счете, представления Тании о человеческой природе отражают представления современной ему европейской философской мысли, видевшей высший смысл в "исправлении" человека.
В этом смысле, как раз экзистенционализм рава Кука и рабби Нахмана опередили время. А Тания - нет, она очень созвучная своему времени книга.
Навеяно вот этим: http://www.pryamaya.ru/mihail_labkovskiy_lektsiya__konsultatsiya_kak_perestat_stradat_i_nachat_radovatsya_zhizni
===================
Сегодня рав Вилелем говорил о мсирут нефеш по Тании. Сидел и слушал и думал. Какой, нафиг, "врожденный" мсирут нефеш, если более половины, если не девять десятых, восточно европейских евреев оствили с тех пор свое еврейство?
Но что? В то время, когда писалась Тания и в той области, где жил Алтер Ребе - в восточной Европе - действительно было немыслимо для еврея переменить веру.
Алтер Ребе взял да распространил это на все времена и места. Да еще подвел под это теорию. Или это просто был психологический прием опытрого лидера, внушающего своей пастве что сменить веру немыслимо. Последнее, наверное, ближе к истине.
Удивительно не это. Удивительно то, что и сегодня, когда ассимиляция в диаспоре приближается к 100%, хасиды Хабада продолжают учить - как будто бы ничего не изменилось - что для еврея нет ничего дороже его еврейства...
Зависит, когда и где.