Был в субботу в Иерусалиме. Спасибо Michael Koritz за гостеприимство :)
Неожиданно для себя (ну как неожиданно - карты гугла я все же распечатал заранее, на всякий случай) - пошел пешком в Рамат Шломо - из центра - на шева брахот у (сына) рава Лазара.
Иду и думаю себе - зачем я вообще туда прусь? Меня вроде никто не приглашал (выяснилось потом, что приглашали, но приглашение не дошло). И тем не менее иду дальше. Кто в курсе - там после Сангедрии огромный овраг. И нужно его перейти чтобы попасть в Рамат Шломо. Я ничего этого не знаю, блуждаю по оврагу и думаю уже вернуться...
Фрейд считал что человеком управляют две силы Эрос и Танатос. Любовь и смерть. Смерть, наверное сильнее. "Если Б-г не помогает, не возможно одолеть". И да, это йецер тов и йецер ра. Депрессия в Танахе называется руах раа - у царя Шаула.
А дух радости - руах недива тисмехени, гашмиени сасон весимха - есть ясный признак Б-жественного духа.
Находясь в депрессии или испытывая обиду - человек отдает себя во власть сил тьмы и смерти. Буквально.
Когда депрессия вдруг покидает человека - вдруг осознавшего свое предназначение и услышавшего голос Свыше - это подобно возвращению к жизни.
В свое время я долго пытался понять что такое вера. "Эмуна" от "омен эт Адаса". "омен" - означает "воспитывать". Эмуна, таким образом, означает привычку. Так по Тании.
Рамбам говорит нечто более интересное. "Как невозможно объяснить слепцу, что такое свет. КАк невозможно объяснить евнуху, что такое секс... - так невозможно объяснить неверующему что такое вера".
Парадоксально, но мистик Алтер Ребе дает "рационалистическое" определение веры. А "рационалист" Рамбам - дает самое что ни на есть чуственное и эмоциональное определение.
Так или иначе, или вера - это мощный энергетический поток, измпняющий реальность. Или свет и тепло, согревающее и освешающее душу. Или - просто слова, за ктторыми нет никакого чувства. В последнем случае лучше снять кипу совсем (по крайней мкре пкрестать охмуряться) чтобы хотть какая то чувчтвительность к свету вернулась вновь
Был на уроке Йегуды Ифраха в Иерусалиме. Тема - Амалек а хасидут Ижбица. Надо будет послушать запись. Пока, ппрвое впесатление. Амалек - человек без харак ера. Человек подражание. Человек имитация. Поэтому ему в сущности все равно, быть ли милосердным к злодеям. Или жестоким к милосердным. Ибо его связь с собственным я утеряна