Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

20

Был в субботу в Иерусалиме. Спасибо Michael Koritz за гостеприимство 🙂 Неожиданно для себя (ну как неожиданно — карты гугла я все же распечатал заранее, на всякий случай) — пошел пешком в Рамат Шломо — из центра — на шева брахот у (сына) рава Лазара. Иду и думаю себе — зачем я вообще туда прусь? Меня вроде никто не приглашал (выяснилось потом, что приглашали, но приглашение не дошло). И тем не менее иду дальше. Кто в курсе — там после Сангедрии огромный овраг. И нужно его перейти чтобы попасть в Рамат Шломо. Я ничего этого не знаю, блуждаю по оврагу и думаю уже вернуться…
Фрейд считал что человеком управляют две силы Эрос и Танатос. Любовь и смерть. Смерть, наверное сильнее. «Если Б-г не помогает, не возможно одолеть». И да, это йецер тов и йецер ра. Депрессия в Танахе называется руах раа — у царя Шаула. А дух радости — руах недива тисмехени, гашмиени сасон весимха — есть ясный признак Б-жественного духа. Находясь в депрессии или испытывая обиду — человек отдает себя во власть сил тьмы и смерти. Буквально. Когда депрессия вдруг покидает человека — вдруг осознавшего свое предназначение и услышавшего голос Свыше — это подобно возвращению к жизни.
В свое время я долго пытался понять что такое вера. «Эмуна» от «омен эт Адаса». «омен» — означает «воспитывать». Эмуна, таким образом, означает привычку. Так по Тании. Рамбам говорит нечто более интересное. «Как невозможно объяснить слепцу, что такое свет. КАк невозможно объяснить евнуху, что такое секс… — так невозможно объяснить неверующему что такое вера». Парадоксально, но мистик Алтер Ребе дает «рационалистическое» определение веры. А «рационалист» Рамбам — дает самое что ни на есть чуственное и эмоциональное определение.
Так или иначе, или вера — это мощный энергетический поток, измпняющий реальность. Или свет и тепло, согревающее и освешающее душу. Или — просто слова, за ктторыми нет никакого чувства. В последнем случае лучше снять кипу совсем (по крайней мкре пкрестать охмуряться) чтобы хотть какая то чувчтвительность к свету вернулась вновь
Был на уроке Йегуды Ифраха в Иерусалиме. Тема — Амалек а хасидут Ижбица. Надо будет послушать запись. Пока, ппрвое впесатление. Амалек — человек без харак ера. Человек подражание. Человек имитация. Поэтому ему в сущности все равно, быть ли милосердным к злодеям. Или жестоким к милосердным. Ибо его связь с собственным я утеряна