Беседа 2
Причина того, что читают главу "порицания" перед Рош аШана, и различие между "порицанием" в гл. Таво и "порицанием" в гл. Бехукотай
2. Незадолго до Рош-Гашана - как и незадолго до Шавуот - читают главы Торы, в которых говорится о наказаниях за неисполнение ее повелений («главы порицания»)[1]. Перед Шавуот читают главу Бехукотай, перед Рош-Гашана - главу Таво. После них (до наступления праздников) читают и другие главы: перед Шавуот - Бемидбар, а иногда и Насо, а перед Рош-Гашана - Ницавим, а иногда и Ваелех. Такой порядок чтения глав Торы указывает на то, что надо отделять «порицание» от праздника.
Дело в том, что «порицание» - это вовсе не угроза наказанием, упаси Б-г[2]. Его цель - привести к физическому и духовному очищению, чтобы еврей смог воспринять новый Б-жественный свет. Именно поэтому «главы порицания» читают перед Шавуот и Рош-Гашана. Если во вместилище собираются поместить какой-нибудь ценный предмет, то это вместилище моют, чистят, а если нужно, окунают в воды миквы. То же самое необходимо сделать и в плане духовном. Поэтому перед Б-жественными откровениями дарования Торы и Б-жественными откровениями Рош-Гашана, когда в мир посылается «новый свет, которого никогда еще не было прежде»[3], - даже когда существовал Храм, - чтобы воспринять этот свет, надо сначала очиститься.
Это означает, что не следует обращать внимание на краткий миг, когда «порицание» действительно оборачивается наказанием, тем более - наказанием «царского сына» и к тому же единственного (потому что каждый еврей - единственный сын у Всевышнего). Конечно, для царского сына просто непереносимо, когда даже какая-то малость не такова, какой должна быть. Тем более непереносимо наказание (именно поэтому «порицание» отделено от праздника другой главой Торы, как сказано выше). Тем не менее, в глазах нашего Отца в небесах, Отца милосердного и даже Отца милосердия[4] короткое время такого «порицания» стоит того драгоценного результата, который оно приносит.
3. Чем же отличается «порицание», которое читают перед Шавуот (глава Бехукотай), от «порицания», которое читают перед Рош-Гашана (глава Таво)? Глава Бехукотай содержит 49 «проклятий», а глава Таво - 98, то есть вдвое больше. Из этого следует, что откровения Рош-Гашана намного выше откровений Шавуот: для их восприятия требуется большая чистота.
Служение, притягивающее в мир откровение Шавуот, направлено сверху вниз - подобно тому, как это было при даровании Торы, когда свет Свыше превратил сынов Израиля в народ Израиля[5]. Служение, притягивающее откровения месяца тишрей, - это тшува, движение снизу вверх (поэтому и в самом названии месяца порядок букв обратный их расположению в алфавите: «тав»-«шин»-«рейш»). Соответственно, и подготовка к празднику Шавуот - то есть служение в месяцы нисан, ияр и в самом начале си-вана - это служение цадиков, сверху вниз («прямой свет»: «Возлюбленный мой - мне, а я - Ему»[6]). Подготовка же к Рош-Гашана и служение месяца элуль - это служение раскаявшихся грешников, баалей-тшува - снизу вверх («отраженный свет»: «я - Возлюбленному моему...», а потом - «Возлюбленный мой - мне»[7]).
Откровения в результате служения по принципу «прямого света» выше, чем откровения в результате служения по принципу «отраженный свет». Как известно, баалей-тшува в определенном смысле превосходят цадиков[8]. Мы видим это на примере Скрижалей, полученных с горы Синай: Вторые Скрижали были получены после греха сооружения золотого тельца, а именно - назавтра после Йом-Кипура, и они остались навечно; Первые же Скрижали, полученные в сиване, были разбиты. Следовательно, и очищение формы, которая должна воспринять откровения Рош-Гашана, должно быть как минимум двойным по сравнению с очищением формы для восприятия откровений Шавуот.
То же самое относится к изгнанию и освобождению, причиной которых, соответственно, являются грех и раскаяние. Корень изгнания - в грехе сооружения золотого тельца, и сказано об изгнании: «Ибо взял [Иерусалим]... вдвое больше»[9] (потому что и грех, вызвавший изгнание, был вдвое большим). А искуплением греха удостаиваются освобождения, которое несет двойное утешение, как сказано (два раза): «Утешайте, утешайте народ Мой!»[10].
Из беседы в субботу главы Ницавим 5714 г. (1954 г.)
[1] См. Мегила, 316. См. Тосафот там же и комментарии Магарша.
[2] См. Ликутей Тора, Ваикра, 48а.
[3] Тания, ч. 4, послание 14.
[4] Эта ступень еще выше, чем ступень «Отец милосердный». См. Ликутей Тора, Дварим, 62г; там же, Шир гаширим, 10в.
[5] См. Йевамот, 46б.
[6] Шир гаширим, 2:16.
[7] Шир гаширим, 6:3.
[8] См. Рамбам, Мишнэ Тора, Законы о раскаянии, 7:4. См. также Ребе Раяц, Сефер маамарим 5709, стр. 183, прим. 1.
[9] Йешаягу, 40:2.
[10] Йешаягу, 40:1.