Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шмини-Ацерет. Беседа 4

Беседа 4

Связь «на глазах всего Израиля и гл. Браха с началом Торы «В начале сотворил» и с Симхат Тора

8. Исходя из этого, мы также поймем связь последних слов Торы — «…на глазах у всего Израиля» — с ее первыми словами: «В начале сотворил Всесильный небесное и земное» (ведь в Симхат-Тора, едва закончив годичный цикл чтения Торы, ее снова начинают читать с начала), а также с началом заключительной главы Торы, «И вот благословение, которым благословил Моше»[1].

Суть начальных слов Торы «В начале сотворил Всесильный небесное и земное» в том, чтобы еврей знал: и «небесное» (духовное), и «земное» (материальное) сотворил Всесильный. Пусть еврей не думает, будто его собственная сила, «крепость руки моей добыли мне это богатство»[2], но сознает, что своего собственного он не имеет ничего. Всё, что у него есть — и материальное, и духовное, — это частица того, что Всевышний каждый миг создает из ничего: всё, что получает он лично, тоже включено в самый общий план Творения.

Начало же последней главы Торы («И вот благословение, которым благословил Моше») содержит в себе следующий намек. Моше-рабейну называется «пастырем Израиля», так как он — наставник всех евреев, учащий их, как они должны вести себя, и именно благодаря ему они получают всё, в чем нуждаются. Об этом говорят мудрецы наши: «Ман спускался с небес благодаря заслугам Моше»[3]. «Облака славы» и чудесный колодец были даны Израилю благодаря заслугам Агарона и Мирьям, после кончины Агарона и Мирьям они исчезли, но «возвратились благодаря заслугам Моше»[4]. Тем не менее, на самом деле источником и этих двух благ тоже с самого начала был Моше-рабейну, a Aгарон и Мирьям послужили только проводниками, через которых они пришли к Израилю. Потому что вся суть «пастыря Израиля» состоит в том, чтобы обеспечивать евреев всем, что им нужно, и в материальном плане, и в духовном.

Но чтобы получать блага Свыше через Моше-рабейну, «пастыря Израиля», и через «воплощения Моше в каждом из поколений»[5], необходимы привязанность к нему и «битуль». Необходимо быть столь же преданным ему, как овцы преданы своему пастуху и, не имея своих собственных желаний, идут за ним, куда бы он их ни вел. Только в этом случае, отказавшись от всех своих собственных желаний — как от тех, что связаны с земным, так и от тех, что связаны с небесным, — и полностью вверив себя Моше, человек становится способен воспринять благословение. А именно, то благословение, «которым благословил Моше… сынов Израиля»: «изобилием небесной росы…» — благом духовным, и «… из бездны, лежащей внизу»[6] — благом материальным.

9. Именно в этом выражается связь между началом Торы («В начале сотворил Всесильный…») и ее последней главой («И вот благословение…») вплоть до последних слов: «…на глазах у всего Израиля». Как сказано ранее[7], для того, чтобы агават Исраэль была истинной, надо преодолеть собственные ограничения. Когда еврей проникается сознанием того, что ничего своего у него нет, ибо все, что он имеет, принадлежит Всевышнему, каждый день обновляющему дело Творения («В начале сотворил…»), и полностью вверяет себя Моше-рабейну и его воплощению в этом поколении («И вот благословение…»), тогда, естественно, он выходит из собственной реальности. Он понимает и ощущает, что не является некой существующей самой по себе реальностью, но что он — частица еврейского народа как целого, «всего Израиля».

10. Связь между «…на глазах у всего Израиля» и «В начале сотворил…» двойная. С одной стороны, «В начале сотворил…» дает силу для служения Всевышнему «всего Израиля» (как сказано ранее), а с другой, точно так же «весь Израиль» — подготовка к «началу сотворения».

В Симхат-Тора каждый еврей должен завершить изучение Торы и начать его заново — теперь уже более возвышенным образом. Ведь именно поэтому каждый год читают всю Тору заново: каждый год ее изучение поднимают на более высокий уровень. Но когда еврей анализирует, на каком духовном уровне он находился в течение минувшего года, у него может возникнуть мысль: «Я еще совершенно не готов, как же я примусь за это?!». Ответ содержится в словах: «Весь Израиль». Если самостоятельно он не в состоянии изучить всю Тору и исполнять все ее требования, ему надо связать себя, объединиться в единое целое с другими евреями, а именно материально поддерживать тех, кто постоянно учит Тору. И тогда он получит удел в изучении Торы теми, кому он оказывает помощь. Об этом говорят мудрецы наши, и такова галаха: торговец Звулун, обеспечивая нужды Исахара, посвятившего свою жизнь изучению Торы, получает удел в той Торе, которую изучает Исахар[8].

11. Но так происходит только в том случае, когда «Звулун» настолько занят работой, что совершенно не имеет свободного времени и исполняет свой долг изучения Торы, ограничиваясь «одной главой утром и одной главой вечером»[9]. А если и в свободное время он не изучает Тору?..

И все же он не должен отчаиваться. Как известно от наших Рабеим, весельем в Симхат-Тора можно добиться того же, чего в Рош-f ашана и Йом-Кипур добиваются горечью. Даже если прошел месяц элуль, прошли дни «Слихот», Рош-Гашана, Десять дней раскаяния, Йом-Кипур, и даже к «Неиле» еврей все еще не совершил тшуву, все-таки когда приходит Симхат-Тора, он еще может это сделать — по линии веселья. Ему надо объединиться со всеми евреями — «на глазах у всего Израиля», — высвободив самую суть своей еврейской души: тот уровень, на котором все еврейские души равны и у всех один Отец, уровень, на котором рождается истинная агават Исраэлъ[10]. А поскольку сущность души вечно остается в своей целостности, у еврея всегда есть силы еще раз начать изучение Торы с самого начала — и более возвышенным образом.

12. Но такая связь между «…на глазах у всего Израиля» и «В начале сотворил…» — это лишь самое начало, то, что дает силы начать изучение Торы с начала. Но какое отношение имеет эта связь к смыслу слов «В начале сотворил…» как таковому?

Ответ таков. «Сотворение» — это открытие. «В начале сотворил Всесильный небесное и земное» означает, что самое начало служения — это открытие Б-жественного, Которое сокрыто в небесном (и во всем, что с ним связано) и в земном (и во всем, что с ним связано). Во всех созданиях — и небесных, и земных — содержится Б-жественная жизненная энергия, постоянно, каждое мгновение воссоздающая их и поддерживающая их существование. Следовательно, реальность каждого создания — это одна только Б-жественная энергия. Но поскольку она присутствует в нем в скрытом виде, созданию кажется, будто оно имеет самостоятельное бытие. И поэтому служение начинается с того, чтобы Б-жественный свет раскрылся.

Если каждое создание несет в себе Б-жественное, то тем более это верно в отношении каждого еврея. Б-жественное в нем — это его Б-жественная душа, «частица Б-жества в самом буквальном смысле»[11]. Но поскольку она облачена в тело и животную душу, может статься, что они заслоняют ее Б-жественный свет, — вплоть до того, что временами вступают с нею в настоящую войну. Вот поэтому и необходимо исполнение слов «в начале сотворил Всесильный…»: нужно открыть в себе Б-жественную душу, чтобы она высвободилась из оков тела и животной души и раскрылась такой, какая она есть. Не только ее внешние силы должны раскрыться, должна раскрыться самая ее сущность, связанная с Б-жественной Сущностью, а признаком, что это произошло, является агават Исраэлъ «на глазах у всего Израиля» (как сказано выше).

Открывая у себя «начало сотворения», еврей становится способен открыть Б-жественное во всем мире — как во всем, что связано с небесным, так и во всем, что связано с земным. Во всем, в каждой частности должно ощущаться, что вся реальность этого мира, все его бытие — только Б-жественное, и «нет ничего, кроме Него»[12].

Из беседы в ночь на Симхат-Тора 5718 г. (1957 г.)



[1] Дварим, 33:1.

[2] См. Дварим, 8:17.

[3] Таанит, 9а.

[4] Таанит, 9а.

[5] Тикуней Зогар, тикун 69.

[6] Дварим, 33:13.

[7] См. выше, п. 5.

[8] См. Шулхан арух, Йорэ деа, Законы изучения Торы, гл. 246.

[9] Мнахот, 99б.

[10] См. Тания, ч. 1, гл. 32.

[11] Тания, ч. 1, гл. 2.

[12] Так объясняет учение хасидизма этот стих в Дварим, 4:35 (см. Тания, ч. 2, гл. 6).