Шмини Ацерет. Беседа 1

Беседа 1

"Тяжело мне расставаться с вами"

1. Смысл праздника Шмини-Ацерет раскрывается с помощью двух сравнений[1]. Первое: отец устроил семидневный пир для своих сыновей, а когда после пира они пришли прощаться, он сказал им: «Пожалуйста, задержитесь еще на один день: тяжело мне ваше расставание!». Второе: царь устроил пир для своих министров и придворных, а после завершения пира подозвал любимого друга и сказал ему: «Останься еще на один день, побудем вдвоем - я и ты - и угостимся тем, что найдется».

Возникает вопрос: ведь все равно придется расстаться, почему же такое значение придается еще одному дню, проведенному вместе? Ответ таков: особое значение этого дня, праздника Шмини-Ацерет, состоит в том, что именно он создает гарантию того, что расставания не будет.

Ответ этот станет понятен, если сначала мы рассмотрим, почему сказано «ваше расставание»: ведь, казалось бы, правильнее было сказать «наше расставание»?

Объяснение состоит в том, что, во-первых, нельзя сказать, будто Всевышний когда-либо с кем-либо «расстается». С Его стороны Его связь с евреями не ослабевает никогда. Если и происходит «расставание», то только со стороны евреев: если они «повернутся ко Мне спиной, а не лицом»[2]. Вот почему сказано «ваше расставание»: когда вы уходите от Меня. А, во-вторых, из-за чего евреи расстаются со Всевышним? Из-за того, что они расстаются друг с другом, из-за того, что между ними есть разлад - потому-то и сказано «ваше расставание». Ибо когда евреи не «все, как один», то не может быть и «благослови нас, Отец наш»[3].

Вот почему после праздника Сукот Всевышний говорит евреям: «Тяжело мне ваше расставание!» - ведь в течение всего праздника Сукот между евреями царило единство.

А единство - это суть заповеди об арбаа миним. Все четыре вида растений - от этрога, у которого есть и вкус, и аромат, до аравы, не обладающей ни вкусом, ни ароматом, - объединяются вместе, чтобы можно было исполнить единую заповедь. А, как разъясняет Мидраш[4], эти растения символизируют различные типы евреев - от знатока Торы, который и заповеди исполняет в совершенстве, до самого простого еврея, невежественного в Торе и очень слабого в исполнении заповедей, - они объединяются «все вместе, чтобы исполнять волю Твою от всего сердца»[5].

Единство это возникает ради исполнения заповеди и самой этой заповедью диктуется. Но когда праздник заканчивается и евреи окунаются в послепраздничные будни, между ними снова может возникнуть, не дай Б-г, раскол, и они «расстанутся» друг с другом. Вот поэтому-то Всевышний и говорит: «Тяжело мне ваше расставание». Как это предотвратить? «Угостимся тем, что найдется» в Шмини-Ацерет - это гарантирует, что расставания не будет (как мы подробнее разъясним ниже).

2. В чем единство Шмини-Ацерет превосходит единство праздника Сукот?

Единство арбаа миним не вызвано самой их сущностью. Будучи соединены, растения по-прежнему принадлежат каждое к своему виду, объединяет их только заповедь. Более того, заповедь в том и состоит, что берут растения, относящиеся к четырем разным видам. Выходит, что даже во время исполнения самой заповеди в течение праздника Сукот ощущается их различие между собой.

Единство же Шмини-Ацерет выражается в другом - в жертвоприношениях этого дня: «...одного быка, одного барана»[6]. Каждое жертвоприношение - это не объединение различных частностей, а нечто единое по своей сути.

И то же самое относится к пляскам в Симхат-Тора: все евреи, от величайшего из великих до самого простого из простых, пляшут вместе. Каждый пляшет по-своему (в зависимости, например, от своих познаний в Торе), но все становятся равны и соединяются воедино в том, что объемлет их всех. Смысл пляски состоит именно в том, что благодаря самой ее сущности исчезают все различия.

Вот это и есть истинное единство: не объединение различных частностей, но рождение такого единого целого, в котором каждая частность прекращает свое существоване как нечто самостоятельное. Поэтому нельзя сказать, что с исчезновением причины, породившей это единство, само собой исчезнет и ее следствие - единство. Нет, оно сохранится и после окончания праздника: в течение всего года евреи останутся соединенными воедино, пребывая в мире между собой. А это и есть та форма, которая способна воспринять и удержать в себе благословение Всевышнего[7].

Из беседы в Симхат-Тора 5716 г. (1955 г.)



[1] См. комм. Раши к Бемидбар, 29:36 и Бемидбар раба, там же.

[2] Ирмеягу, 32:33.

[3] Слова из заключительного благословения молитвы «Шмонэ-эсрэ».

[4] См. Ваикра раба, 30:12.

[5] Слова из молитвы «Амида» в Рош-Гашана и Йом-Кипур.

[6] Бемидбар, 29:36.

[7] См. Мишна, Окцин, 3:12.

Запись опубликована в рубрике: .