Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шмини Ацерет. Беседа 2

Беседа 2

Смысл танцев ногами

3. В сказанном выше о пляске, объединяющей воедино всех евреев, есть еще один момент, о котором надо рассказать подробнее.

Пляшут ногами, а не головой, но благодаря ногам голова тоже участвует в пляске. Если бы «плясали головой» — то есть, подчиняясь указаниям разума и потому в зависимости от своих познаний в Торе, — это накладывало бы на пляску определенные ограничения. Каждый плясал бы в соответствии со своим пониманием причины веселья. Однако все хотят, чтобы у веселья Симхат-Тора не было границ, и потому пляшут только ногами. Еврей не знает, что такое Всевышний и что такое Его Тора, он знает только одно: Всевышний и Его Тора — нечто настолько дорогое, что с ним не сравнится ничто во всем мире. Вот это-то и вызывает в нем поистине безграничное веселье.

По той же причине в Симхат-Тора не садятся учить Тору (в этом случае веселье рождалось бы от глубины понимания Торы), но пляшут со свернутым свитком Торы, не вынимая его из футляра. Еврей не знает, что там написано, он знает только, что Тора — самое дорогое, что есть в мире, и потому веселится с нею, не зная границ.

Как отдельный еврей пляшет ногами, а не головой, но благодаря ногам голова тоже участвует в пляске, так и в еврейском народе в целом веселье простых евреев, радующихся Торе, — веселье без границ — увеличивает радость знатоков Торы, понимающих величие Торы и причину своей радости. И их радость становится таким же простым весельем, перехлестывающим за все рамки и ограничения.

Благодаря веселью Шмини-Ацерет и Симхат-Тора достигают единства, выражающегося в жертвоприношении праздника, — «одного быка». Не так, как в Сукот, когда приносят в жертву семьдесят быков, соответствующих «семидесяти властителям» (ангелам, властвующим над всеми семьюдесятью основными народами мира), — тогда и для них есть место. В Шмини-Ацерет достигают такого уровня, на котором нет места ни для кого, кроме Всевышнего и Его народа: «Лишь для тебя одного, а не для чужих с тобой!»[1].

Из беседы в субботу главы Брейшит 5716 г. (1955 г.)



[1] Мишлей, 5:17.