Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Талмуд-газета

А что они там все-таки учат, эти парни с пробивающейся бородкой, что сидят над книгами в ешивах?
Одни говорят: там такие тайны, что нам не понять.
Другие: чепуха на постном масле.
Вы не правы, Зиновий Аронович, и вы тоже. Лев Самуилович.
В Талмуде и других святых книгах говорится о вещах, которые необходимы в нашей повседневной жизни.
Как воздух, как кефир, как совет на перекрестке.
Чтобы разгадать одну большую загадку, которая называется наша жизнь. Ваша, в частности. И моя.
И поэтому сперва — «Талмуд-газета». А потом, возможно, сам Талмуд. А потом вы удивитесь, как меняется ваш мир. И мой.
Потихоньку, но очень заметно.

 

На полях

Локоть великана

Есть несколько уровней понимания Торы. Один из них, самый первый, называется «пшат» – простое толкование. Например, если написано, что евреи вышли из Египта, то значит, они действительно покинули эту страну. Но иногда «пшат», как дно морское, лежит глубоко, и достичь его совсем не просто. Взгляните на описание ложа великана Ога, воевавшего с евреями: «Кровать его из железа… девять локтей длина ее и четыре — ширина…» (Дварим 3:11).

Локоть — это древняя мера длины, которая равна 48 — 60 сантиметров. Значит, Ог был великан-недомерок, высотой всего в четыре метра. А ведь известно, что он мог сдвигать скалы…

Противоречие? Да. Как бы вы его разрешили? Один из вариантов ответа можно увидеть на последней странице раздела.

Волшебное число «семь»

И заповедал Всевышний человеку, сказав…» (Берешит, 2:16).

В Торе нет ни одного лишнего слова. Наши мудрецы считают, что слово «лэмор» (сказав) содержит приказ Адаму, первому человеку, сообщить своим потомкам 7 заповедей, обязательных для всего человечества. Мы приводим их в том порядке, в каком их располага­ют каббалисты.

Итак, сыновьям Ноаха, то есть, всем людям, живу­щим сейчас на земле, запрещается:

РАЗВРАТНИЧАТЬ

УБИВАТЬ

ОТНИМАТЬ ЧУЖОЕ

ПОКЛОНЯТЬСЯ ИДОЛАМ

ХУЛИТЬ ИМЯ ТВОРЦА

МУЧИТЬ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА

Сыновья Ноаха должны вершить справедливый суд в случае нарушения одной из этих заповедей.

Тора сберегла нам эти заповеди. Обязанность напо­минать о них народам мира лежит на евреях. Не явля­ется ли излишним такой труд? Ведь эти предписания в той или иной форме встречаются во многих религиях и этических учениях. Увы, от деклараций до понима­ния, от понимания до исполнения может пролегать дистанция слишком большая.

Хотя это звучит необычно, но самой надежной гарантией соблюдения народами «Семи заповедей» является еврейская Тора. Наш народ принял ее на горе Синай от Творца. И взялся соблюдать каждую заповедь (втом числе и семь заповедей Ноаха), со всей мудростью и простотой — не скользя по поверхности и не придумывая поблажек… Сегодня мы поговорим о ЗАПРЕТЕ ОТНИМАТЬ ЧУЖОЕ.

Раз в году, осенью, в Рош а-Шана, Всевышний решает судьбу всех людей, живущих на земле. В том числе и то, каким имуществом будет владеть каждый из них. Поэтому никто не смеет отнять у человека то, что дал ему Хозяин мира.

К запрету отнимать чужое кроме воровства и грабежа относится задержка заработной платы рабочему. Если хозяин нанял работника, он должен расплатиться с ним в тот же день, если они не заключили другое соглашение.

К разряду воровства относится ситуация, когда человек не возвращет долг вовремя, хотя у него есть свободные средства. То же касается вещи, которую одолжили на время.

Запрещено «нарушать границу», переставляя камни на меже, и за счет этого увеличивая размер своего поля. Этот принцип действует и в случае, когда человек открывает магазин или кафе на улице, где уже есть предприятия подобного рода, а спрос не так велик, чтобы прокормить их обоих. Нельзя также копировать видео-и магнитофонные кассеты, чтобы извлекать из этого прибыль.

Не рекомендуют подражать вору в его повадках. Если ваша вещь находится научасткеу соседа, не нужно залезать туда тайком, чтобы добыть ее. Нужно подойти к нему и заявить открыто: «Эта вещь — моя, и я пришел забрать ее».

На полях

Тринадцатый надел

Сколько есть колен в Израиле? Правильно, тринадцать. Вель потомки Иосифа разделились на два колена, Эфраима и Менаше. Сколько наделов получили они в Эрец Исраэль? Двенадцать, ведь колено Леви не имеет своей земли, а живет среди других колен, отдавая все время Б-гослужению и распространению Торы. Во времена Мошиаха наступит перемена. Как предсказал пророк, «наполнится весь мир знанием Творца». Все евреи будут постигать Тору свободно, глубоко, без подсказки. Тогда не нужно будет особо выделять и отделять левитов.Они тоже получат землю, и среди колен израилевых появится тринадцатый надел.

Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон,

нынешний глава хасидов ХАБАДА.

Глоток Галахи

Чистая скатерть,

или Благословение ангела

Перед нами отрывок из «Шулхан Арух», посвященный тому, как приветствовать наступление субботы, надевая праздничную одежду, стеля на стол чистую скатерть и так далее Этот отрывок комментирует один из светочей Галахи, рабби Исроэль Меир Гакоген, более известный по своему прозвищу Хафец Хаим, взятому из заглавия одной из его книгКомментарий рабби к «Шулхан Арух» носит название «Мишна Брура».

Шулхан Арух: «Перед наступлением субботы еврей должен накрыть праздничный стол, постелить на кровати красивое покрывало и вообще навести порядок в доме. Тогда, вернувшись из синагоги, он найдет жилище свое нарядным и прибранным. Есть обычай, чтобы стол был покрыт в течение всей субботы, и этот обычай нельзя менять

Мишна Брура: «Красивые покрывала должны быть на диванах, где сидят, и, если возможно, даже на постелях для спанья. В этом проявляется наше уважение по отношению к субботе. Муд­рецы, благословенна их память, рассказывают, что два ангела провожают еврея из синагоги домой. Один добрый, а другой злой Когда они входят домой и видят горящие свечи, празд­ничный стол и красивые покрывала, то добрый ангел говорит: «Пусть будет на то Его Воля, что­бы и в следующую субботу было так же, как сейчас!»

И злой ангел против своего желания вынужден согласиться и сказать. «Амен!»

Но если дом не прибран, то уже злой ангел имеет право сказать, чтоб в следующую субботу было так же.

Есть также обычай покрывать стол двумя скатертями. Чтобы, когда вытряхивают одну из них, стол продолжал оставаться покрытым.. «

Доллары в морозильнике

«Шпиц»на идише означает «острие» Рав Цви Шпиц, живущий в Иерусалиме, это дородный мужчина средних лет, который обитает в мире талмудических дискуссий и постановлений Галахи — как дельфин среди волн. Он написал чудесную книгу «Мишпатей Тора», где описывает подлинные случаи, имевшие место совсем недавно, и где потребовалось вмешательство раввина Из соображений такта или «дискретности», как сейчас говорят, реальные фамилии участников конфликта заменяются на имена сыновей Яакова — Реувен, Шимон, Леви и т.д. А остальное — чистая правда.

Реувен на месяц должен был покинуть город. Он разрешил своему приятелю, Шимону, пожить это время в его квартире. Поселившись там, Шимон решил выключить холодильник — зачем зря переводить электричество и потом получать большие счета? Через какое-то время он почув­ствовал плохой запах, открыл морозильник и обнаружил пакет с курами, которые испортились. Делать нечего — Шимон выбросил кур на помойку и стал ждать приезда Реувена, чтобы извиниться перед ним.

Когда Реувен появился и узнал про кур, он вдруг закричал: «А где 10000 долларов, которые я спрятал в пакет с птицами, чтоб воры не наш­ли?! Отдавай их мне, из-за тебя все это случи­лось!..»

Но Шимон утверждает, что действовал из луч­ших побуждений, не преследуя личной выгоды. Холодильник он выключил по принципу «возвращения пропажи» — когда ты действуешь по собст­венной инициативе, чтобы вернуть другому ев­рею потерянную вещь или спасти его от воз­можного убытка. А кур он выкинул, чтобы сберечь холодильник и квартиру от плохого запаха. То, что в мешке с птицами запрятаны дол лары — он не мог и помыслить такое…

Постановление раввинов:

В Торе есть правило: «Человек всегда отвечает за свои поступки». Еврей обязан возместить убыток даже в том случае, если он причинил его нечаянно, по небрежности или недомыслию. Шимон должен был сначала заглянуть в холо­дильник, а потом уже выключать его. Однако доллары в морозильнике — это ситуация, которая встречается крайне редко, поэтому ее невозможно предвидеть или предположить. По отношению к деньгам Шимон является «анус» — «действующий не по своей воле». По мнению большинства ав­торитетов, и такова Галаха, в случае «анус» еврей не обязан возмещать убыток.

Что касается кур, то Шимон не испортил их собственноручно (мог бы, например, облить бензином), а лишь создал причину (закон «гро-мо»), которая привела к их порче. В этом случае еврей земному суду неподвластен, а если хочет избежать Небесного суда, то по собственной воле может компенсировать убыток. В нашем случае Шимон, если решит вернуть Реувену деньги за кур, должен вычесть из этой суммы стоимость электричества, которое он сэкономил, так опрометчиво выключив холодильник…

РАМБАМ (Рабби Моше бен-Маймон)

Воздух свободы

В этой истории несколько действующих лиц:

-еврейский богач, которому, судя по всему, неплохо живется в галуте,

— раб-нееврей, которого он купил и который, согласно Галахе, должен сделать обрезание и выполнять часть заповедей Торы,

— земля Эрец Исраэль, которая хоть и не является юридическим лицом, занимает очень активную позицию.

И еще, если любить метафоры, наше еврейство, ко­торое порой сидит на цепи, тоскуя о свободе.

«Если, нарушив закон, еврей продал своего раба нееврею, то еврейский суд заставляет хозяина выкупить его, даже если придется заплатить в десять раз больше. А потом, в наказание, он обязан написать рабу «штар шихрур» — «вольную грамоту».

Если рабу захотелось оставить галут и уехать в Эрец Исраэль, то наш суд заставляет господина следовать за рабом. Или продать его еврею, который собирается поселиться в Эрец Исраэль.

Раб, который убежал от хозяина на Святую землю, становится свободным. Еврейский суд просит, чтобы господин прислал ему вольную грамоту. А бывший раб должен прислать хозяину расписку, где сказано, за сколько хозяин купил его. Когда раб обзаведется хозяйством, он должен будет вернуть эти деньги.

Если бывший хозяин упрямится и отказывается дать вольную, еврейский суд своей властью снимает с беглеца рабство.

Вывший раб, оказавшись в Эрец Исраэль, считается «гером» — человеком, принявшим еврейство. О таких сказано в Торе: «Он поселится с тобой, в среде твоей, в одном из городов твоих…»

Мы должны о нем заботиться. А тот, кто его обманет, нарушит сразу три заповеди. Во-первых, потому что нельзя обманывать ближнего, во-вторых, потому что запрещено обманывать гера, в-третьих, потому что ты обидел бывшего раба

 

На полях

Заглянуть за стену

«Сказал Ула: «Моше-рабейну, наш учитель, добивался царства и не дали ему…» И дальше никаких объяснений. Стена. И вопросы, которые от нее отлетают. О какой власти мог мечтать человек, бывший посредником между Всевышним и человечеством? Первый среди пророков — какого еще могущества не хватало ему?

Быть может, заглянуть за стену поможет известный и таинственный рабби Иегуда Лива, знаменитый МАГАРАЛ из Праги, живший в 16 веке. Он объясняет: «Сказано в трактате Рош а-Шана: «Не было больше на свете пророка, подобного Моше . Однако среди царей был человек, подобный ему, и это Соломон ..»

Становясь царем, человек поднимается на новую ступень мудрости, которая не была ему доступна до сих пор. Духовные силы человека зависят не только от его личности, но и от места, которое он занимает. Брат Моше, Аарон, был первосвященником.

Тора порой ставит его имя раньше имени Моше, давая понять, что в каком-то смысле священник стоит выше пророка.

А выше их обоих, по мудрости и духовным силам, находится царь. Поэтому Моше просил царства, чтобы подняться над самим собой, чтобы еще больше приблизиться к Всевышнему.

Почему же ему было отказано?

Потому что быть и главой пророков, и главой евреев может только один человек — Мошиах..

 

От всех болезней нам полезней

У мудрецов Талмуда зашел разговор о финиках. И вот, что довелось услышать…

СКАЗАЛ РАВ ХАНА ИЗ БАГДАДА: Финики увеличивают телесное тепло, насыщают, улучшают пищеварение. Они придают человеку силы, но не изнеживают…

ЗАМЕТИЛ МУДРЕЦ ПО ПРОЗВИЩУ РАВ: Однако, ученый, отведавший фиников, не может разъяснять людям Закон. Ведь он не совсем трезв, поскольку финики опьяня­ют…

ПОДХВАТИЛИ ДРУГИЕ МУДРЕЦЫ: Финики полезно есть утром или вечером, а днем лучше их не трогать. Но самое хорошее время — отведать их в полдень, тогда польза от фи­ников достигает апогея.

ИХ ТОВАРИЩИ ДОБАВИЛ И: Финики помогают избавить­ся от трех неприятных вещей — от плохих мыслей, от болез­ней кишечника и от геморроя.

И ЕЩЕ ОДИН МУДРЕЦ УТОЧНИЛ: Дотого, какпоел хлеб, к финикам лучше не прикасаться, а после хлеба они очень хороши…

ПОДДЕРЖАЛ ЕГО АБАЙЕ: Моя мама любила повторять: «Финики до хлеба вредны, кактопор для пальмы, а после хлеба полезны, как засов для двери…»

(Трактат «Кетубот», стр. 106)

Ко всему сказанному диетологи добавляют, что финики действительно очень калорийны. Они насыщают, не вызывая тяжести и сонливости. Волокнистость плодов способствует быстрому пищеварению. А вот как они лечат геморрой и почему лучше всего их есть в полдень-наука до этого, кажется, не добралась…

Локоть великана

(ответ на вопрос со стр 22)

Известный комментатор Торы рабби Шломо бен-Ицхак (Раши), дает ответ, который, между прочим, скрыт в названии этой заметки Размеры кровати, по его мнению, даны не в обычных локтях, а в ЛОКТЯХ ОГА Значит, и сам он, и его ложе могли быть много больше, чем казалось вначале