Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Я вам пишу

Письма — они ведь такие разные. Есть, которые шлются сейчас по электронной почте, а есть такие, которые автор выводил в библейские времена, на папирусе, опершись о верблюжье седло.. Но у нас имеется некий направляющий символ, пуэнта, общая для всех:
Свеча, гусиное перо и пушкинский столик. Есть время поделиться отблеском души. Есть желание. От этого и будем танцевать.

 

На полях

Пусть повеличаются

В.Г.Короленко (из письма жене)

«Чем больше я приглядываюсь, чем больше вдумываюсь в происходящее, тем больше утверждаюсь в мысли, что большевизм — такая болезнь, которую приходится пережить органически. Никакие лекарства, а тем более хирургические операции помочь тут не могут. Лозунг для масс очень заманчивый. До сих пор вы были в угнетении, теперь будьте господами. И они хотят быть господами. Толкуй тут, что свободный строй требует, чтобы не было господ и подчиненных. Это сложнее, а этот лозунг простой и кажется справедливым: повеличались одни. Теперь будет. Пусть повеличаются другие… Только когда этот процесс, вернее, когда полное отсутствие процесса производства и невозможность при настоящем уровне культуры перевести его одними декретами и штыками на другие, социалистические рельсы, станет для всех ощутительна и очевидна, только тогда заманчивые лозунги получат в глазах массы настоящую цену».

Полтава, 11 марта 1919 г.

Шаги  Егошуа

Егошуа бин-Нун был учеником Моше-рабейну. При этом учителя сравнивают с солнцем, а его самого — с луною. Это не только красивое сравнение, но и очень верное. Оба были вождями народа. Оба объединяли в себе качества царя, муд­реца и пророка. В Торе 14 раз упоминается, как Всевышний обращается к Егошуа. При этом он проявляет свойства, дос­тупные каждому из нас — верность и постоянство. Говорится, что он «расставлял скамейки в синагоге». То есть все 40 лет странствий по пустыне Егошуа держался в тени своего учителя, помогая ему в каждой мелочи, ловя каждое слово.

В ту пору ему было послано фатальное испытание. 12 разведчиков, по одному от каждого колена, вошли в Эрец Исраэль, чтоб узнать, что представляет собой эта страна. И они увидели, что здесь живут богатыри, которых трудно одолеть. И что земля полна колдовства и соблазнов, перед которыми трудно устоять. Евреи здесь опустятся, рассеются, потеряют силу и чистоту, которая была у них в пустыне. Поэтому 10 разведчиков сказали, что не надо входить сюда. И только двое, Егошуа и Калев бен-Ефунэ, после тяжелейших раздумий ответили им: надо входить, такова воля Б-га. Любое слово влечет последствия. На границе Святой земли, перед смертью Моше-рабейну, Всевышний открыл, что Егошуа займет его место. Теперь ему на деле предстояло доказать, так ли хороша земля, которую он хвалил, так ли хороши евреи, в которых он верил… Ему было тогда 82 года.

Это напоминало спуск тяжелого самолета, который, покинув голубую люльку небес, с мощным ревом приближается к земле, которая тверда, загадочна, покрыта туманом. Еврейский лагерь, стоя на берегу Иордана, был охвачен страхом. Ушел из этого мира Моше. Перестала выпадать манна. Позабылись 3000 галахот, правил соблюдения Торы, и мудрецам нужно было восстанавливать их в жарких спорах. А остальному народу предстояло заниматься войной, работой в поле,

торговлей, погрузиться в самую гущу житейских дел. И при этом выполнять приказы Торы, избегая греха. Как это возможно? Сумасшедшая задача!

Еще одну вещь узнал Егошуа Земля поко­рится евреям, если он первый войдет в нее Войдет, но как! Размышляя о Торе «ночью и днем», не отклоняясь от ее приказов «ни вправо, ни влево». Глубоко очень, в сердце своем, Егошуа выверял каждый шаг на весах пре­данности Б-гу. Конечно, он не из­бежал ошибок, но это были оши­бки праведника. Однажды, спеша выполнить волю Всевышнего, он заставил людей двигаться ночью, тем самым удержав евреев от близ­ости с женами За это вождь был наказан: у него рождались только девочки.

Но это — в будущем. А тогда, на берегу Иордана, Егошуа боролся с ударами страха Всевышний обо­дрил его, сказав «Ни один человек не устоит перед тобою». Мудрецы объясняют эти слова на всех уро­внях.

Во-первых, ты разгромишь трид­цать одного царя, населяющих Свя­тую землю, хотя в их войске есть и колдуны, и великаны.

Во-вторых, никто из евреев не будет враждовать с тобой, пытаясь лишить тебя власти.

В-третьих, собственное твое дур­ное начало не сможет сбить тебя с пути, а это самый грозный про­тивник.

И вот евреи поднялись и вошли в Эрец, и Егошуа первый Он двигался, отмеряя каждый шаг, но нельзя сказать, что при этом его шаги были мелкими Он разгромил неприступный Ерихон, стены которого легли на землю от звука еврейских труб Он женился на красавице Рахав, которая приняла еврейство Среди их потомков мы находим первосвященников и пророков, в том числе пророка Ермиягу Он ответил отказом на просьбу колена Эфраима, откуда сам был родом, увеличить их земельный надел Во всех его поступках, неожиданных и загадочных порою, был заложен один алгоритм не отступить ни на шаг от приказов Торы.

Есть одно предание. Когда Егошуа разбил царей Канаана, то остатки этих народов бежали на восток. Они вы­брали царя по имени Шубах. Он созвал огромный союз против евреев, куда вошли цари Мидии и Персии. Соб­ралось чудовищное войско, готовое идти на Израиль. А перед этим они послали вождю евреев такое письмо «Послание от благородных царей Мидии и Персии. Тебе, Егошуа бин-Нун, привет. Степной волк, всем из­вестно, какое зло ты причинил нам. Разрушены наши дворцы, перебит народ от мала до велика, и никого ты не пощадил. Так знай, что не прой­дет и месяца, как мы придем к тебе с войною. А нас 48 могучих царей, и у каждого под началом 60 тысяч воинов, и в оружии нет недостатка…»

Гонец принес это письмо Егошуа, когда тот сидел во всем величии на царском троне и разбирал еврейские споры согласно закону Торы. Он велел взять письмо, но не стал читать его, пока не закончил последнее дело А когда наконец прочел, то ему стало страшно. Его народ только отложил оружие, только начал расселяться по холмам и долинам, и вот грозит война тяжелее прежней. Егошуа стал поститься и, плача, просил Б-га о помощи. Но никто посторонний не видел его слез, потому что начался праздник Шавуот, время дарования Торы. Он скрепился и ждал И лишь потом, после праздника, он огласил письмо и сказал при этом вот что:

— Столько раз я воевал, со столькими царями, и не боялся никого. Но теперь меня берет дрожь.

Кто-то мог бы воскликнуть что он делает? Егошуа, кото­рый так точно выверял каж­дый шаг теперь выставляет свою слабость?! Но он и здесь не ошибся. Потому что евреи, выслушав его, отвечали вот что:

— Егошуа! Ты наша корона и наш венец! Как мы слу­шали Моше, так будем слу­шать тебя. Поэтому не дро­жи и не бойся.

В ответ на простые эти слова раздался рев льва.

Егошуа позвал писца и стал диктовать ответ, слова которого были тяжелы, как камни, и горьки, как полынь:

«Именем Всевышнего, Б-га Израиля, Который рассеивает сборища злодеев и собирает вместе праведников. Я, Егошуа, раб Б-га, и весь святой народ, дети Авраама, Ицхака и Яакова, пишем вам, злодеи, которые бьют поклоны идолам. Себе на зло вы разбудили льва и дали ему меч. Не трудитесь идти на Святую землю. Не пройдет и недели, как я буду у вас и верну вам то, что вы хотели сделать с нами. С вами 48 царей, а с нами три ангела. Один из них пе­ревернул Содом и Гоморру А второй навел потоп на зем­лю. А третий перемешал языки у тех, кто строил Вави­лонскую башню. И запом­ните, что на вас идет народ, для которого рассекли попо­лам море, и сам Всевышний указывал нам путь, днем в облаке дыма, а ночью огнен­ным столбом…»

Он разбил врага, так го­ворит предание. Но что нам, прагматикам, до сказочных побед прошлого?

Он оставил нам искусство отмерять шаги. Правда, это были шаги царя. Но ведь сказано, что все евреи — цар­ские дети И значит, все мы ученики Егошуа.

 

Это удивительно! Наши олимовские дети с магнитофонными наушниками, прилипшими к ушам, с внезапными поездками то на север, то в Эйлат, нахальные, напуганные, любопытствующие, находят время подумать о своей будущей семье. Вот отрывки из их сочинений, написанных по-русски здесь, в Израиле…
Добрая, без нервов

Дим Илин:

«Так вот. Вернусь с армии. Все-таки постараюсь получить высшее музыкальное образование. Хотелось бы стать педагогом по флейте, а также играющим флейтистом. Буду копить на квартиру, хотелось бы где-то в Иерусалиме, а можно и целый дом с участком. Почему дом, скажете вы? Неужели недостаточно трех-четырехкомнатной квартиры? Достаточно. Просто я хочу, чтобы мои родители жили со мной. Но не для того, чтобы народить детей, посадить им на шею, а самим кататься по миру. Нет, не поэтому. Просто когда я знаю, что моя мать рядом и у нее все хорошо, то у меня все хорошо. Но все это мечты. Неизвестно, какая у меня будет жена. Лично мне нужно, чтобы она была добрая, хозяйственная, абсолютно спокойная, без нервов. Чтобы, когда я пришел домой, на столе был обед, а в квартире был бы уют, который может создать настоящая хозяйка. У меня есть еще много чего сказать об этом. Если действительно у меня будет такая жена, тогда и я для нее сделаю все, что угодно.

От трех до пяти

Настя Морозова:

«Во-первых, принципиально не выйду замуж до 20. Во-вторых, на 90 процентов не выйду за оле из России. Потому что сама слишком страдала от последствий жизни в СССР в течение 16 лет Только-только начинаю оправляться. Говорят о несовмес­тимости ментальностей. Я считаю это совершенно глупым. У меня друг, который приехал из Ирана пять лет назад. Чисто восточная внешность, мен-тальность, образ жизни. Сначала было трудно. Но если люди достаточно гибкие и не хотят так просто потерять друг друга, то можно добиться удивительных результатов. Мое мнение насчет количества детей постоянно меняется. Раньше считала, что только один. Двое — самое распространенное количество детей в Союзе, самое неудачное для самих детей — из-за ревности. На данный момент хочу не меньше трех детей, но и не больше пяти. Буду рожать до тех пор, пока не будут и девочки, и мальчики…»

Один простой секрет

Среди почты, которую Любавичский Ребе получает каждый день, очень много писем от пап и мам с вопросом о том, как вос­питывать детей и как не воспитывать… Ребе отвечает. Вот отрывок из его письма. Мы не знаем — кому оно и о чем. Но оно немного для всех, это видно…

«К сожалению, большинству родителей свойственна одна ошибка. Они хотят, чтобы дети поднялись до той ступени духовности, на которой родители стоят сейчас. Они забыли, что свой нынешний уровень «заработали» только потому, что в молодости поднимались намного выше. Житейские битвы, влияние среды иногда вынуждают еврея оставить былую высоту, спуститься.Но если даже в юности человек держался не­высоко, то потом он может скатиться гораздо ниже, чем сам мог представить…

Это, кстати, стоит учесть, когда вы будете выбирать школу для своего ребенка. Желательно найти такую, где учителя стремятся пробудить у детей страх перед Небом.

Прошу прощения, что вновь и вновь каса­юсь этой темы. Причина простая: после того, как вы написали мне о своей беде, я не мо­гу молчать.

Благословляю и надеюсь услышать добрые вести…»