Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Июль

Основная «работа» цадика — концентрация энергии человека и поколения. Основной «пгам» не в эмуна, а в иткашрут, в битахон, в ступени реализации. Когда нет живого, открытого праведника, то энергия поколеиня уходит «в пар». Распыляется на множество возможно важных, нужных, хороших и полезных вещей, но при этом ничего не меняющих принципиально.
Эмуна — это энергия головы. Битахон — это энергия тела. Физически трансформацией энергии головы в энергию тела занимается спинной мозг. Цадик трансформирует веру — энергетику головы — в энергетику тела, битахон Без аспекта цадика, праведника, эта энергетика (эмуна) остается в дальнем макифе, как ощущение легкого кайфа, эйфории, не как что-то реально изменяющее мою жизнь. Цадик «концентрирует» эту энергию, и превращает ее в нечто, с чем тело может работать. Цадик превращает абстрактную веру в дофамин, серотонин, адреналин, и прочие гормоны. Это работа цадика. Понятно, что в душе (или в мозгу?) каждого из нас есть такой аспект цадика. Но есть также цадик поколения, делающий эту работу для всего поколения.
В общем, картина, которая у меня сложилась из урока: вера (эмуна) это как «типат моах» («капля» (духовная) мозга отца»). А битахон — это уже семя, «сгустившаяся капля мозга», способное дать новую жизнь. В общем, это достаточно очевидно из текста урока Вот эта способность «материализации» абстрактной духовности (эмуна) до такой степени, что она способна дать жизнь и направление материальности — это и есть действие цадика. Фактически Зоар (и урок рава здесь) говорит о том, что без посредства цадика мы или останемся в чистой духовности («капля мозга», не способная вдохнуть жизнь в материю), или же это станет чем то грубо-материальным, не несущим в себе духовного заряда. Цадик — это посредник. Подняться к Б-гу можно самостоятельно. Опуститься и действовать в мире, и при этом быть связанным с Верхом — для этого нужен цадик. В этом, на мой взгляд, суть.
Одной из первых фраз, услышанных мной от рава, и запечатлевшихся в моем сознании на всю жизнь, была эта: «хитростью веди войну». Это стих, בתחבולות תעשה לך מלחמה Ты пойдешь воевать конницей против танков? Ты будешь стрелять из гладкоствольных пушек? Ты проиграешь, 100%. Правила ведения войны сегодня изменились. Попытка вести войну оружием и тактикой 1812 года обречены. Сегодня вообще несимметричные войны, и сравнительно слабый противник способен одержать победу против несоизмеримо более сильной армии (ситуация Израиль-Хамас и т.д.) Чему нас это учит? Мы против йецер это тоже война. В каждом поколении йецер становится все более совершенным, и тактика его также меняется и совершенствуется. В конечном счете хасидизм — это ответ на осознание того факта, что старые методы исправления личности перестали работать. Или работают с очень ограниченным эффектом.
Моше это аспект «рош», три первые сфиры. Его просьба — посмотреть на Эрец Исраэль. Эрец Исраэль — земля семи народов. Только в будущем это будет «земля десяти народов». Моше, «рош», «три первые сфиры», хочет «посмотреть» на «семь нижних сфирот». Что отвечает ему Вс-вышний? Можешь посмотреть. Издалека. Но туда не войдешь! Почему? Потому, что у «семи нижних» свой цикл развития, свой путь. Твой слишком пристальный взгляд может помешать им развиваться. Означает ли это, что Моше вообще не нужно «смотреть» на Эрец Исраэль? Парадоксальный ответ состоит в том, что нужно, но издалека.
Все мы прекрасно понимаем, что целью нашего общения с людьми является не получение информации, а обмен энергиями. Есть целая книга на эту тему, «Игры в которые играют люди». Обмен энергиями это в принципе то же самое что «зивуг» (физический контакт мужчины и женщины). Бывает зивуг честный. Когда оба партнера хотят этой связи и каждый получает ту энергию, которая ему необходима. Бывает зивуг нечестный, когда партнер вроде бы сообщает тебе информацию, но при этом ворует твою энергию.
Когда я критикую человека или разглядываю под увеличительным стеклом его действительные или настоящие недостатки, или сообщаю о себе какую-то информацию которую лучше держать в сейфе, я просто ворую его энергию. Я могу при этом мило улыбаться это ровным счетом ничего не меняет. Это все равно что насильник, который насилует жертву с улыбкой на лице. И еще объясняет что это для ее же, жертвы, пользы.. Что делать? Уже сказано «эй жаждущие идите к воде». Идите к праведнику, который утолит вашу жажду, залатает понемногу Ваши порезанные сосуды и вернет Вас к продуктивной жизни. А пока что меньше критикуйте. И меньше выкладывайте на всеобщее обозрение интимные факты своей биографии. Неполезно это. Это тоже воровством называется.. Может еще один момент. Для того чтобы получать энергию от цадика, требуется битуль перед ним. Может быть поэтому большинство предпочитает искать энергии на стороне
Я недавно переводил урок рава, в котором объяснялось, что «пгам а-брит» означает, что человек отрывается от корня своей души, и живет жизнью внешней, плоской, поверхностной. Пгам а-брит — это когда самые святые понятия огрубляются, втаптываются в землю. Сегодня с утра подумалось, что русский мат… это как раз про это. Взять самые святые вещи, и сделать из них грязное ругательство. Есть что то, возможно, в ментальности «русских» — по крови или по языку — унизить, растоптать, втоптать в грязь, ударить побольнее, найти слабую точку и бить именно туда. Я ничего нового, понятно, не открываю, все российское бытие основано на неуважении к личности, на неуважении к человеческой жизни. Я о том, что это сидит в нас. Сидит глубже чем мы думаем. Сидит в стремлении смеяться друг над другом. Искать недостатки друг в друге. Критиковать. Унижать. Самый главный принцип психологии — одна разрушенная личность стремиться разрушить другую цельную личность (и забрать себе ее энергию, как понятно).
Почему праведник называется «лицом Вс-вышнего»? Лицо Вс-ввшнего это свет который перед цимцум. Праведник приводит в этот мир свет, который светил перед цимцум. Праведник держит в руках зеркало, которое он показывает тебе: смотри, как ты выглядел в первичной мысли Вс-вышнего! Смотри, каким ты парнем был в первичном плане! Хочешь стать таким?
Ворт от р. Ицика Шапиро. Присутствие машпиа (учителя) в жизни ученика не должно быть слишком сильным. Иначе он «стирает» личность ученика.. Сказал: когда ты разговариваешь с человеком, не считай себя «спасителем и избавителем». Не разрушай ту систему понятий, которая у него сложилась (ср. Хабад и «седьмое поколение») «Человек приходит к психотерапевту. Деньги за встречу заплатили скорее всего родители. Что делает терапевт? Объясняет человеку, насколько его родители «не в порядке». Результат? Он разрушает больше, чем исправляет.
Ну хорошо. Мы все поняли, что гаава — это плохо. А битуль — как раз хорошо. Помогло? Не факт.. А что помогает? Я в свое время очень любил разбираться в смыслах корней слов в иврите. Один из таких интересных корней это в слове гаава. Там, собственно, только одна буква гимел. Алеф и эй это отпадающие части. И есс-но было безумно интересно понять, что означает буква гимел. Кстати, слово гой тоже, в сущности, буква гимел. Йуд и вав отпадают. Что я нашел? Нашел в пасхальной агаде «и стал там великим народом (гой гадоль)» — означает что евреи были отдельны там. Следовательно, буква гимел указывает на отделение. Потом я нашел где то что так и говорят что гаава — это отделение.
Эмуна — это женское начало. Также само слово эмуна — похоже на слово «эм» (мать). Одна из причин, или даже основная причина, почему в Хабаде очень устрожают с «халав Исраэль» — это потому, что молоко воздействует на веру. Поэтому, когда рождается Моше, он не хочет брать грудь не-еврейской кормилицы. Эмуна — это материнское начало. Это первые три года жизни человека. Битахон — это отец. Мужское начало. Это вторые три года жизни человека. Т.е., в первые три года жизни ребенок должен «впитать» эмуна, букв. «с молоком матери». В следующие три года ребенок должен получить «битахон» — прежде всего от отца.