В последний шабат ученики рава из двух ешив - в Иерусалиме и в Ицгаре - собрались в Кфар Хабаде.
Больше всего запомнилось то, что говорил рав Ицхак Шапиро на третьей трапезе.
Он основывался на том, что говорил рав, но дал этому собственное толкование.
Весь наш мир представляет собой таалума, загадку. Мир - это загадка по определению. Самая главная загадка: что я делаю здесь? Для чего я вообще здесь? В чем состоит шлихут (миссия) моей души в этом мире? Какую пользу я могу принести народу Израиля?
Это загадка. Я не знаю ответа.
Он привел следующий пример. Двое идут по пустыне и на двоих одна кружка воды. Что делать? Галаха дает ясный ответ что "твоя жизнь раньше". Вроде бы все ясно, на первый взгляд?
Все не ясно на второй. Галаха говорит, что ты имеешь право выпить ее сам. Галаха не отвечает на вопрос, должен ли ты это делать. Если твой товарищ вырывает у тебя твой единственный стакан воды он приобретает дин родеф. Ты имеешь право его убить и выпить стакан воды. Но должен ли ты это делать?
А если ты генерал, а твой товарищ простой солдат. Должен ли ты спасти солдата? Но тогда вся армия может погибнуть.
Это пример того, что вся наша жизнь - тайна. Загадка. Неразрешимые сомнения.
Какая сила в душе позволяет человеку жить в загадке, и действовать не имея полной ясности ни о себе ни о своем шлихут в мире?
Это шифлут. Шифлут позволяет жить в загадке. Жить в неразрешимом сомн5нии.
Была ли ясность у Бен Гуриона когда он решился провозгласить создание Страны? Была ли ясность у Нетвниягу когда он поставил под вопрос очень многое в своей жизни на борьбу с иранской ядерной программой?
Настоящие вожди Израиля имеют в душе этот шифлут. И это то, что дает им силы решать сомнения и действовать не зная наверняка