по мотивам последнего урока рава в ЛаГ баОмер
Тезисы к уроку:
Базовое определение шифлут следующее: "любой человек - даже идолопоклонник на рынке - лучше меня. Ибо если бы ему были даны те же способности, что и мне, и те же возможности, которые были мне даны - он бы, несомненно, достиг бы большего"
Это обьяснение стиха "И Моше скромнее каждого человека на земле", приводимое как правило в хасидут.
"Даже чем идолопоклонник на рынке" — это добавляет Мителер Ребе в маамаре "Вейасфу"
Тридцатая глава Тании посвящена объяснению идеи "и будь низок духом перед каждым человеком" (Пиркей авот, как раз читали в минувшую субботу)
http://chassidus.ru/tanya-2/?chelek=1&perek=30
Это определения. Вопрос - что это дает. Почему это важно. Как это воздействует на сознание и подсознание человека.
Ответ рава, что шифлут - раскрепощает. Базовая модель шифлут - это царь Давид, танцующий перед ковчегом Завета (можно поговорить подробнее почему). Шифлут приводит к радости и раскрепощению подсознания.
Поскольку, как мы говорили, основная идея религии, и особенно пнимиют а-тора (внутренней части Торы, хасидизма) - это актуализация подсознания (собственно, это также тема лаг баомерского урока) - то ключ ко всему это шифлут
Моя базовая аналогия для шифлут - это электрический ток. Ток проходит по проводам, провода греются. Ток - это энергия, приходящая Свыше. Сопротивление - это йешут, йецер, рефлекся и т.д.
Чем сильнее ток - тем сильнее нагрев. Если прийдет свет высших уровней души - то йешут человека вызовет просто "взрыв". Система просто взорвется. Поэтому Вс-вышний ставит некоторый "предохранитель" - который ограничивает твою способность воспринять какой-то духовный свет уровнем твоего йешут. Чем больше ты йеш - тем меньше тебе доступен свет свыше - для твоего же блага
Хазаль говорят про баал гаава (высокомерного человека): "Я и он не можем находиться вместе". В принципе та же идея.
В общем, выходит, что шифлут - это основа и условие всей духовной работы человека. Без которой у человека нет вообще никакого выхода в духовные миры
Если шифлут это так хорошо и замечательно и необходимо - почему это так сложно и так проблематично и требует так много сил (у рава это мамаш одна из самых больших тем вообще)
Мой ответ. 1) Шифлут это опасно. Неумеренный и неправильный шифлут легко превращается в пассивность, фатализм, депрессию. Шифлут - это сильнодействующее средство, которое нужно принимать с умом по назначению врача
2. Любое духовное продвижение сопровождается увеличением йешут. Ты помолился - и молитва "пошла"? - Получил "дозу" йешут. Ты приблизился к праведнику? - Получил еще дозу йешут. И т.д. Любой успех увеличивает йешут. И основное место когода человеку следует "унизить" или "смирить" себя - это в конце успешного действия, как рав объясняет. Ибо это то место, где человек получает йешут