Самый первый Раши на самый первый стих Торы говорит: "если скажут народы мира что вы разбойники и захватили земли семи народов" и т.д.
Что Раши хочет от моей жизни? Почему обо мне должны говорить, что я разбойник? Захватчик? Грабитель? Почему нельзя все по-хорошему?
Может быть, Раши хочет сказать, что вся идея Торы, это именно войти туда, где есть сомнения? Действовать именно там, где есть место сомнению? Именно наличие сомнений, может быть, говорит тебе, что это твой шлихут? (рав Ицик Шапиро говорил об этом в субботу)
В сущности, можно сказать, что это тема вчерашнего урока рава. Посредники и промежуточные ситуации.
***
Экстремальный иудаизм - это вопрос, что делать там, где есть сомнение. Классический ответ: удаляйся от сомнения. Экстремальный ответ: там, где у тебя больше всего сомнений и вопросов там, скорее всего, находится твой шлихут. Ради этого, возможно, твоя душа пришла в мир. Собственно, это хасидут Баал Шем Това. Иудаизм на грани фола? Да.
Что об этом думал Алтер Ребе? Одно из известнейших его решений - позиция в споре о Наполеоне. Все праведники того поколения были на стороне Наполеона. Один Алтер Ребе поставил на кон свою жизнь ради победы русского царя антисемита. Кто был прав? Споры не утихли до сих пор.
Но это был экстрим для «высшей лиги», для «членов элитного клуба» праведников поколения.
Экстрим для простых смертных - это шлихут. Это когда Ребе сказал, что каждый еврей шлиах. Найти и исполнить свой шлихут - это и есть экстрим
Можно выучить из шлихут Моше рабейну, что иногда ты начинаешь делать шлихут, и это только ухудшает ситуацию. Это еще не основание для того, чтобы бросать шлихут