Майсу вспомнил. Жестокая, если честно, майса, совсем не характерная для Любавич. Но - из песни слова не выкинешь, известнейшая любавичская майса.
Однажды к Ребе пришла женщина. Просить браху на шидух для своей дочери. До того, она, скорее всего, побывала у немалого количества "гитер идн", но что то это не срабатывало. Она решила, что браха Ребе не помешает тоже.
Но Ребе был "странный" Адмор. Он не давал браху "просто так". Он условия людям ставил. Руки, можно сказать, выкручивал людям. Использовал, можно сказать, их стесненные обстоятелсьтва для религиозного принуждения.
Что же сказал Ребе этой несчастной женщине? Ребе поставил условие: закройте свой бизнес по субботам, и дочь выйдет замуж. Женщина ответила: Но, Ребе, пока она не замужем - мы должны о ней заботиться! Вот пусть она выйдет замуж, тогда мы закроем лавочку по субботам. Ребе ответил достаточно резко, что "А-кадош-барух-у хочет, чтобы Вы закрыли лавочку в субботу. Не надо ставить ему условия"...
Аудиенция закончилась. Женщина, вся в слезах, покинула жестокого бесчувственного Адмора. А годы шли. А дочь никак не находила себе шидух. И дочери уже за сорок. А родители работают, а лавочка открыта по субботам.
Кончилось тем, что в шестидесятых негры устроили какой-то погром. И лавочка сгорела.
А через несколько дней у дочери был шидух. И чудом вышла замуж, и еле-еле родила одного ребенка.
Мораль сей майсы? Пусть каждый сам решает, какая мораль.
***
Еще одна майса, про предыдущего Ребе. Пришел к нему один хасид, сын которого был сионист, и хотел ехать в Эрец Исраэль. Ребе сказал: нет, он не должен ехать. Хасид пришел, и отговорил сына ехать. Через несколько месяцев он снова решил ехать. Хасид опять пошел к Ребе, и опять Ребе сказал: нет, не следует ему ехать. Сын решил, "Ребе - он против сионистов", поэтому он не хочет, чтобы я ехал. По дороге в корабль, на котором он плыл, налетел на мину или что то в этом духе. И все погибли. И он тоже.
Хасид пришел к Ребе, и говорит: "почему Ребе не сказал, что "не езжай, а то погибнешь" - он бы тогда точно послушал". Ребе ответил: Иногда Свыше сообщают что-то, но не обьясняют причину, почему...
По-моему, это где-то в Торат Менахем