Когда Фараон говорит: «Я не знаю, кто такой Гавайе» - он отнюдь не «атеист». Фараон говорит – «Я не знаю Гавайе». Я не знаю Имени, связанного с «прямой линией». Я знаю лишь «Элоким». Есть природа. Есть фатализм. Есть судьба. Я в это верю. Я не верю, что человек способен изменить свою судьбу, говорит фараон. А всех тех, кто несет в себе потенциал активной веры, веры в способность человека изменить свою судьбу – мы «бросим в реку». Река, вода – это тоже, как мы можем предположить, символ фатализма и предопределенности.
Что отвечает ему Гавайе? Гавайе отвечает: ты прав. Точнее, ты был прав – до вчерашнего дня… До вчерашнего дня Я не вмешивался в природу. Или почти не вмешивался в природу. И можно было подумать, что в мире есть только Элоким. Есть только закон природы и закон судьбы. И ничего нельзя изменить.
Но сегодня Я начинаю менять правила игры. Сегодня я начинаю творить народ, само существование которого будет вызовом всем «правилам игры» и всем законом природы. Сегодня имя Гавайе начинает раскрываться в мире…
Что такое рабство и что такое выход из рабства?
Самое простое и самое важное: рабство это пассивность. Я раб обстоятельств. Не получилось. Не сложилось. Не вышло. Родители не дали мне всего того, что "должны" были дать. Друзья не поняли. В ешиве тоже не поняли. Обратился к раввину, и тот дал неправильный совет... Это все - рабство. Пассивность. Я раб обстоятельств. Я ничего не решаю в своей судьбе...
Что такое выход из рабства? Очень просто... Перестать жаловаться, и начать строить свою судьбу.
На первый взгляд, кажется, что эта пассивность и этот фатализм более подходит религиозному человеку и религиозному взгляду на вещи. Но это только на первый взгляд.
Рав Гинзбург говорит в одном из своих последних уроков о том, что необходимо вернуться к активному образу жизни. Взять свою судьбу в свои руки. И именно в этом глубокий смысл религиозности, и глубинный смысл тшувы.
"Пгам брит" делает человека пассивым, аспект "женской стороны". Возможно, основной "тикун" состоит в том, чтобы перевернуть пассивность в активность, аспект "мужской" стороны.
То, что рав говорит, что основной тикун - это "распространение источников" - очень хорошо стыкуется с данной идеей. Основной тикун - что человек становится активным участником собственной жизни. Перестает быть "зрителем", лишь пассивно реагирующим на происходящее с ним. Становится "игроком", видящим свою цель, и ведущим "наступательную" войну (тема, которой рав коснулся на последнем уроке в Ицгаре)
Праведник - изначально это "левая сторона", сторона суда. Бескомпромиссный суд и критика, как в отношении самого себя, так и в отношении окружающего мира. Если такой человек способен смягчить тот «жестокий суд», которым он полон — собственно это то, что превращает его в праведника.
Наш праотец Авраам, по выражению рава Ицхака Гинзбурга, был в молодости "еврейским террористом" разбивающим идолов. Его бросают в печь (тоже очень логично - что человек, внутри которого горит огонь суда - попадает в печь. И по-видимому, этот внутренний огонь куда сильнее внешнего, так что внешний огонь вообще на него никак не действует). В зрелом возрасте он становится символом милости (и тогда же он удостаивается сыновей).
Читая главу "Тиса" в прошедшую субботу, я вдруг подумал, что в сущности это не глава, описывающая грехопадение. А глава, где раскрывается бесконечная Б-жественная милость и "тринадцать мер милосердия", искупляющие все грехи.
Похоже что Ацилут означает прежле всего одновременное существованме нескольких взаимоисключающих реальностей. Клвссическое "плач в моем сердце с олной стороны и радость в моем сердце с другой" - в этом смвсле не "бедиавад" а "лехатхила".
Я совершенно серьезно считаю, что хасидизм вообще, и Хабад в частности, это "Тора из ацилут". А "все остальное" (литваки, новая ортодоксия и т.д.) - максимум брия.
Правда, у этой формулы есть оборотная сторона. Тора из Ацилут, оторванная от "остальной" Торы очень быстро превращается в саббатианство. Если не в грубом смысле, то в тонком смысле точно.
В общем, от этого разрыва между "Торой мира брия" и "Торой мира ацилут" проигрывают все. Тора мира брия не получает жизненной энергии ацилут. А Тора ацилут легко превращается в сектантство.
Надо постараться на этот Пурим выпить (не обязательно физически) столько, чтобы перестать различать между "барух мордехай" (Тора мира брия) и "арур аман" (Тора мира ацилут). Снова алеф-бет
Вчера учил маамар, пришло в голову. Мир был сотворен буквой "бет". Т.е. изначально в мире раскрывается только уровень брия.
Дарование Торы - это притяжение "алеф". Притяжение света Ацилут в миры.
В чем хидуш? В том, что без света Ацилус (Тора) творение (брия) лишено устойчивости и обречено на самоуничтожение.
Дин (суд) заложенный в этот мир столь жесток, что мир (и человек) уничтожит себя сам, если не будет привлечен свет Ацилут (дарование Торы).
Что такое вера? Для чего она вообще, вера? Для чего вообще верить – что все – от Б-га, и все – к лучшему? Может быть, это всего лишь сладкий самообман? Утешение для слабых, как нас учили в детстве?
И я подумал, что вера похожа, наверное, на море. Море, в которое впадают все реки, а море не наполняется. Вера – это океан, в который текут реки человеческих несчастий, болезней, страданий, горя. Но океан не наполняется.
Вера – это заземление. Это всеобщее заземление. Которое «заземляет» все молнии, все войны, все конфликты.
Вера – это обнуление. Это способность стереть все, и начать с чистого листа.
Нужно хорошо понимать, что "вера" не имеет никакого отношения к "доказательствам существования" той или иной "Высшей силы".
Дело не только в словесной эквилибристике, различающей между "верой" и "знанием".
Вера - это вершина сверх-сознания. Знание - это сознание.
Сознание, как мы знаем, это Нешама. В системе нефеш-руах-нешама-хая-йехида, знание, сознание - это нешама.