Возможно, это кому то покажется Big Words - слишком громким заявлением, но соотношение хасидизма относительно всего предшествующего иудаизма - это примерно как квантовая физика относительно классической физики
Соответственно, попытка обьяснения соврменной эпохи с помощью классического аппарата иудаизма - без привлеченпия каббалы и хасидизма - оказывается зачастую неадекватными и несостоятельными
Одним из первых, обративших внимание на эту закономерность, был рав Кук в своем "маамар а-дор", (статья "Поколение"). Он там говорит, что невозомжно обьяснить происходящее с помощью классических понятий грешников, вероотступников и т.д.
Если это было так сто лет назад - тем более сегодня
Какие две заповеди наиболее важны среди десяти заповедей?
Рав считает "Я - Вс-вышний" и "Не будет у тебя".
Шмуэль считает "Я - Вс-вышний" и "Не убий".
Что означает "не будет у тебя"? - это таавот (мирские страсти)
Что означает "не убий"? - Не думай плохо о своем товарище
(урок рава Гинзбура на хол амоэд Песах со ссылкой на Ижбицу)
Можно попытаться догадаться, по какому мосту пытается пройти Магид, и за ним Старый Ребе. Может быть, хасидут, учение хасидизма, которое раскрыл Баал Шем Тов, и за ним - Магид, и затем - Старый Ребе - это и есть "очень узкий мост"? Мост между мирами. Между Б-жественностью и этим миром. Неудивительно, что этот мост качается, когда идут по нему...
Есть ли способ сделать этот мост более устойчивым и надежным? Из этой истории, кажется, следует, что да, есть. Нужно "делать баалей тшува" - и тогда можно пройти по мосту...
Какая связь между "делать баалей тшува" и "очень узким мостом"? Почему в заслугу баалей тшува Старый Ребе удостаивается пройти по "узкому мосту"? Может быть, потому, что сама тшува это тоже "очень узкий мост"?
Я сидел 10 швата на "Севен Севенти" и думал только об одном. У меня есть шлихут. Я когда-то был шлиахом, и я хочу вернуться в шлихут. Когда-то это был Брянск, еще раньше это была работа с молодежью в Марьиной Роще. Сегодня у меня есть сайт Хасидус.ру и я должен сделать все, что я могу, чтобы этот сайт развивался дальше.
Вопрос только в одном: или это будет и дальше полу-любительский сайт, со сравнительно небольшой аудиторией, с переводами на "йешивиш" (я ничего не говорю, это тоже востребовано в определенной мере).
Или я смогу сделать из этого проекта - когда-то одного из крупнейших в рунете по иудаизму, сегодня, увы, все более и более сдающего позиции - нечто действительно профессиональное, нечто действительно обращающееся к широкому кругу говорящих по-русски и мыслящих по-русски.
Я вдруг понял, что мне так режет слух в день Катастрофы в Израиле.
Я бы, может, не осмелился бы сформулировать это сам, но за меня уже это сделал Виктор Франкл.
Франкл пишет, что единственное, что поддерживало их в лагере - было сознание того, что их страдания имеют смысл.
Смысл, поиск смысла Катастрофы - это то, чего, на мой взгляд, не хватает сегодня в Йом аШоа в Израиле.