Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Апрель

Возможно, это кому то покажется Big Words — слишком громким заявлением, но соотношение хасидизма относительно всего предшествующего иудаизма — это примерно как квантовая физика относительно классической физики Соответственно, попытка обьяснения соврменной эпохи с помощью классического аппарата иудаизма — без привлеченпия каббалы и хасидизма — оказывается зачастую неадекватными и несостоятельными Одним из первых, обративших внимание на эту закономерность, был рав Кук в своем «маамар а-дор», (статья «Поколение»). Он там говорит, что невозомжно обьяснить происходящее с помощью классических понятий грешников, вероотступников и т.д. Если это было так сто лет назад — тем более сегодня
Какие две заповеди наиболее важны среди десяти заповедей? Рав считает «Я — Вс-вышний» и «Не будет у тебя». Шмуэль считает «Я — Вс-вышний» и «Не убий». Что означает «не будет у тебя»? — это таавот (мирские страсти) Что означает «не убий»? — Не думай плохо о своем товарище (урок рава Гинзбура на хол амоэд Песах со ссылкой на Ижбицу)
Можно попытаться догадаться, по какому мосту пытается пройти Магид, и за ним Старый Ребе. Может быть, хасидут, учение хасидизма, которое раскрыл Баал Шем Тов, и за ним — Магид, и затем — Старый Ребе — это и есть «очень узкий мост»? Мост между мирами. Между Б-жественностью и этим миром. Неудивительно, что этот мост качается, когда идут по нему… Есть ли способ сделать этот мост более устойчивым и надежным? Из этой истории, кажется, следует, что да, есть. Нужно «делать баалей тшува» — и тогда можно пройти по мосту… Какая связь между «делать баалей тшува» и «очень узким мостом»? Почему в заслугу баалей тшува Старый Ребе удостаивается пройти по «узкому мосту»? Может быть, потому, что сама тшува это тоже «очень узкий мост»?
Я сидел 10 швата на «Севен Севенти» и думал только об одном. У меня есть шлихут. Я когда-то был шлиахом, и я хочу вернуться в шлихут. Когда-то это был Брянск, еще раньше это была работа с молодежью в Марьиной Роще. Сегодня у меня есть сайт Хасидус.ру и я должен сделать все, что я могу, чтобы этот сайт развивался дальше. Вопрос только в одном: или это будет и дальше полу-любительский сайт, со сравнительно небольшой аудиторией, с переводами на «йешивиш» (я ничего не говорю, это тоже востребовано в определенной мере). Или я смогу сделать из этого проекта — когда-то одного из крупнейших в рунете по иудаизму, сегодня, увы, все более и более сдающего позиции — нечто действительно профессиональное, нечто действительно обращающееся к широкому кругу говорящих по-русски и мыслящих по-русски.
Я вдруг понял, что мне так режет слух в день Катастрофы в Израиле. Я бы, может, не осмелился бы сформулировать это сам, но за меня уже это сделал Виктор Франкл. Франкл пишет, что единственное, что поддерживало их в лагере — было сознание того, что их страдания имеют смысл. Смысл, поиск смысла Катастрофы — это то, чего, на мой взгляд, не хватает сегодня в Йом аШоа в Израиле.