Что важнее: "не убий" или "не будет у тебя..."?



Какие две заповеди наиболее важны среди десяти заповедей?

Рав считает "Я - Вс-вышний" и "Не будет у тебя".

Шмуэль считает "Я - Вс-вышний" и "Не убий".

Что означает "не будет у тебя"? - это таавот (мирские страсти)

Что означает "не убий"? - Не думай плохо о своем товарище

(урок рава Гинзбура на хол амоэд Песах со ссылкой на Ижбицу)

Поскольку речь идет о поисках хамец, то вопрос, где в основном искать хамец. В таавот (страстях, наслаждениях)?

Или в дурных мыслях о другом человеке?

Рав говорит: «ищи в таавот». Шмуэль говорит: «ищи, не желаешь ли ты зла другому еврею»

***

Как мне понять, какая заповедь для меня актуальнее - "не убий" или бороться с таавот?

- на первый взгляд, таавот - это со стороны хесед.

А «не убий» (плохо думать о ком то или желать зла кому-то) - это со стороны гвура. Человеку со стороны хесед, наверное, самое важное это "не будет у тебя".

Человеку со стороны гвурот важнее "не убий".

Рав Ицхак Гинзбург говорит на уроке "галаха идет по Шмуэлю".

Если у тебя все в порядке с "не убий", с дурными мыслями о своем товарище, то можно не копаться в своих таавот...

Запись опубликована в рубрике: .