Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

5770

Бат Аин, 8 нисана 5770 г
Известно, что Ребе, так же как и многие другие гдойлей Исроэл и весь народ Израиля – относился с большим уважением к традиционному мотиву, сочиненному во время Катастрофы, «ани маамин бээмуна шлейма». Также после Катастрофы, когда этот нигун достиг Ребе из Моджиц, автор, которого звали Азриель-Довид, был хасидом Моджиц, он был известным баал-менаген и баал-тфила, и в поезде, идущем в Треблинку, он, в двейкут, вместе со всеми евреями, которые были там, в вагоне, предназначенном для перевозки скота, он начал петь этот нигун, и он пел все громче и громче, и все, кто были там, запомнили это, и пели вместе с ним, и тогда, он вдруг прервался, и сказал, что он предлагает «сделку»: каждый, кто сумеет выпрыгнуть из вагона, и привести этот нигун к его Ребе, Адмур из Моджиц, он обещает ему половину своего будущего мира. Он сам был евреем очень возвышенным. И там было маленькое окошко с деревянными перекладинами, и для пожилого человека это было совершенно невозможно выпрыгнуть из этого окна, тем более, что оно было наглухо закрыто, но там было двое молодых ребят, и они немедленно поднялись и сказали, что мы идем на эту сделку. Они выломали деревянные перекладины, и на каком-то повороте – когда поезд чуть замедляет ход, они выпрыгнули из этого маленького окошка. И один из них погиб сразу, он разбился сразу, а второй парень выжил, и после многих приключений он сумел прийти к Ребе из Моджиц, который был уже тогда в Америке.
14 ияра 5770, Ицгар
Есть три корня еврейских душ, которые, в общем, соответствуют нашим пра-отцам, Аврааму, Ицхаку и Яакову. Есть корень души, для которой – его основное служение в мире, основное противостояние и война и победа в этом мире – это свет против тьмы, «война света с тьмой». Например, тот, чья голова – основной способ мышления – что моя добрая миссия в мире, мой шлихут, ради которого я нахожусь здесь, это чтобы свет победил тьму. Как Баал Шем Тов говорит, что «немного света отталкивает много тьмы». И тем более – много света. Такой человек, каким «министром» он захочет стать в «исправленной стране»? Понятно, что министром просвещения! Я бы мог подумать, что воспитание – это истина против лжи, но в действительности – это просвещенность против невежества. Тот, кто невежественен – сказано, что он не боится греха, но не то, что бы он был лжецом. «Яма пуста» – он темен, нет в нем света.
14 ияра 5770, Ицгар (2)
Нужно пробудить в душе качество «ницахон», стремление к победе. В этом смысл и цель маамара «Бати Легани», который, в известном смысле, является «духовным завещанием» предыдущего Ребе, и, само собой, также смыслом и целью деятельности Ребе, продолжившего его дело. В общем, есть два типа служения: служение, основанное на «итбоненут», сосредоточении мысли. Сосредоточение мысли – в этом вся идея классического хабадского служения Вс-вышему. И есть ницахон – стремление к победе. В известном смысле эти два подхода к служению противоположны друг другу. То, что требуется нам сегодня, в конце всех поколений, перед раскрытием царя Мошиаха, это «сдвиг по фазе» – ибо сейчас основное служение это ницахон.
21 ияра 5770, Махон леТорат аНефеш, Тель Авив
Если есть у человека достоинства, и есть недостатки – что же может быть в середине? Я могу сказать, что то, что не есть достоинство и не есть недостаток – это собственно человеческая природа человека – и это верно, но давайте несколько заострим это. То, что в середине, между достоинствами и недостатками – это слабости. Как мы сейчас объясним, что быть человеком – это быть со слабостями. Тот, у кого нет слабостей – он «супермен», и мы не любим его вообще – и он нас совершенно не интересует. Он «ангел», а человек гораздо выше ангела. Мы любим людей человечных, а быть человечным – это иметь слабости. Основа душевной помощи – это различение – иногда совершенно не очевидное – что слабость не есть недостаток. Очень часто человек находится в тяжелом душевном состоянии только из-за того, что он считает свои слабости недостатками, и тогда он «мискен»
13 швата 5770, Кфар Хабад, освобождение рава Ицхака Шапиро
Чтобы начать работать всерьез, начать делать что-то в жизни – нужно «облачиться». «Зародышевое состояние» – это «впечатление», быстро проходящее и полное недовольства. Любая идентификация и любая связь – посредством устранения собственного «эго» ради дела.
3 сивана 5770 (1), Ицгар
Всякая инициатива требует в начале самоуважения. Все время быть «ничто» – скучно. Следить за «свежестью» своего «самоустранения». Если у меня нет никакого самоуважения, то я не проявляю инициативы в исполнении заповедей и добрых дел, не учу Тору – ничего не делаю. Нужно, чтобы было хотя бы «одна восьмая от одной восьмой» самоуважения, для того, чтобы проявлять инициативу, но в конце должно быть полное самоустранение – не считать сделанное своей заслугой.
3 сивана 5770 (2), Ицгар
Очень важно для каждого из нас, найти свой шлихут. То, что я вообще реально существую – это лишь тогда, когда я исполняю свой шлихут в жизни. Если я не нашел свой шлихут и не исполняю его – я как будто бы вообще не существую.
16 элула 5770, Бат Аин
Баал Шем Тов сказал, что אור имеет ту же гиматрию, что и רז. Чтобы осветить – я должен постичь тайну. Это есть смысл того, что гиматрия «ор» («свет») совпадает с гиматрией «раз» («тайна»). Если мы хотим осветить мир «светом, который благ», то сначала нужно соединить себя с его тайной, טובי’ה גניז בגווי’ה «благо его, сокрытое внутри него», сущностью сокрытого в нем добра. И тогда, когда освещают его, за счет того, что постигают его тайну, тогда из сокрытого блага происходит раскрытый свет. Но сначала нужно постичь тайну.
16 элула 5770, Бат Аин (2)
У каждого есть его особенное «реи зэ», его особая тайна, особое свойство его души. Известно, что все пророки пророчествовали словами «ко амар Гашем», «так сказал Вс-вышний». «Ко» – «так» – это уподобление, это означает «приблизительно так». Они были неспособны различить в точности «реи зэ» каждого отдельно, индивидуальность каждого, что только у него есть такое свойство, и ни у кого больше нет. Моше рабейну видел в «аспаклария а-меира», которая называется «маръэ» а не «маръа». Также в «маръэ» есть «реи зэ». Как звучит выражение, которым пророчествовал Моше? «зэ а-давар». «а-давар» имеет гиматрию «реи». זה הדבר = ראי זה. Если так – то я должен смотреть на каждого, как Моше рабейну. Алтер Ребе объяснил, что «тмунат Гашем йабит» означает, что он видит реальность так, как Вс-вышний ее видит, так он видит другого человека – «видением, а не притчей». Удивительно, но полное выражение Хазал «לא ראי זה כראי זה ולא ראי זה כראי זה » – имеет числовое значение ровно 1000. Есть традиция в руках хасидим – как принято говорить, «доршей решумот» говорили, что שישראל בעל שם טוב имеет гиматрию 1000, и это тайна тысячи светов, которые были дарованы Моше рабейну во время Дарования Торы, и про него говорится, «то, чтоתלמיד ותיק раскроет – уже даровано Моше с Синая. Тысяча светов были забраны у Моше из-за греха тельца, но возвращаются к нему каждую субботу, и поэтому говорят «йисмах (гиматрия «Машиах») Моше бематнат хелко». Он радуется, что снова получает раскрытие души нашего учителя Баал Шем Това, так говорили «доршей решумот».
23 элула 5770
«ученик» (по первому объяснению) и «бедность» — хорошо стыкуются между собой. Но когда рав — «иш тхахим (хитрец, или даже лжец) — это уже гораздо хуже…
25 элула 5770, Исход субботы Ницовим-Вайелех, после слихот, Кфар Хабад
«Ваши главы, главы ваших колен, ваши старейшины» – это праотцы. Прежде всего, нужно соединиться с авот, и Авраам – праотец наш — он глава, глава всего народа Израиля, «когда исправляется глава народа – исправляется весь народ», во время Рош аШана нужно исправить голову. Рош – голова – это Авраам авину. Часто говорится, что глава – это Моше рабейну, что Ребе – это Рош бней Исраэль, но самая высшая глава – это Авраам авину, «глава всех верующих», «взгляни с главы веры», «один был Авраам», «единственным назвал я его» – он – глава веры.
Исход субботы 25 элула 5770 (2)
Истинная сущность каждой вещи, ее внутренняя и истинная суть – не находится в пространстве-времени. Есть многие люди, которые отчаиваются от жизни, не дай Б-г, не знают, что же будет. Есть люди, которые предпочитают быть «никем», быть «ничто». Понятно, что это ложь, это гой – гой по своей сути.
Общий знак наступающего года – תשע»א — это תהא שנת עזר אלקי — «да будет год Б-жественной помощи», год, когда Вс-вышний поможет каждому во всех его делах, частных и общественных, и самое главное – в исполнении его миссии в мире. Главная миссия, возложенная на нас – по словам Любавичского Ребе, «сделайте все, что в ваших силах, чтобы привести Мошиаха действительно».