ВАВ – Соединение

ВАВ – Соединение


Мы помещаем здесь несколько первых глав книги рава Ицхака Гинзбурга "Еврейские буквы".
Книга переведена, но еще не издана.
Для издания книги "Еврейские буквы" нужны спонсоры.

Пожертвовать на издание книги


В начале Сотворения, когда Бесконечный Свет наполнял собой все, Бог сжал Свой Свет, чтобы образовалось пустое пространство, как бы «место», необходимое для образования конечных миров. В возникший вакуум Бог продолжил, образно говоря, пучок Света из Бесконечного Источника. Этот луч Света – тайна буквы вав. Кажется, что это одна линия, но она двухмерна, обладая внешней и внутренней силой, и обе участвуют в процессе Творения и постоянного взаимодействия между творящей силой и сотворенной реальностью.

Внешняя сила линии – сила дифференциации и разделения разных элементов действительности, устанавливающая в сотворенной реальности иерархический порядок, верх и низ. Внутренняя сила линии – сила раскрытия внутренней связи различных элементов действительности один в другом, составляющих органическое целое. Это свойство буквы вав в древнееврейском языке называют вав ѓахибур, «вав соединения» – «и». Первая буква вав в Торе в первой фразе «В начале Бог сотворил небо и землю», – здесь вав служит для соединения духа и материи, неба и земли во всем сотворенном. Буква вав, появляющаяся в шестом слове Торы, – это двадцать вторая буква в стихе, что указывает на силу соединения и взаимодействия всех двадцати двух индивидуальных сил Творения, двадцати двух букв еврейского алфавита от алеф до тав. Предлог (ו) обычно используется как представитель всех букв алфавита, от алеф до тав. По мнению наших мудрецов, в этом стихе он показывает, что в понятия «небо» и «земля» здесь включено все сотворенное.

На языке Танаха буква вав обладает также функцией преобразования глагольного времени в его противоположность: прошедшее становится будущим, а будущее – прошлым (вав ѓаѓипух). Первое появление такой буквы вав в Торе – вав, которой начинается двадцать второе слово в рассказе о Сотворении: «И Бог сказал…». Это первое явно выраженное «произнесение» десяти Речений Творения: «И Бог сказал (здесь будущее время глагола «сказать» с помощью буквы вав в начале слова – «и» – превращено в прошедшее): “Да будет свет, и стал свет”». Феномен света, прорывающего тьму цимцума, первозданного сжатия, представляет собой тайну категории времени (будущее становится прошедшим), пронизывающего пространство.

В служении еврея Богу сила перемещения будущего в прошлое – это тайна тшувы (раскаяния и возвращения к Богу). Благодаря тшуве, мотивированной страхом, даже сознательные грехи становятся как бы совершенными по ошибке. Суровость прошлых грехов частично смягчается, но не изменяется полностью. Но когда еврей возвращается к Богу из любви к Нему, его сознательные грехи становятся подобными подлинным заслугам, ибо само осознание своей отдаленности от Бога из-за грехов превращается в движущую силу возвращения к Богу с большей страстью, чем у человека, никогда не грешившего.

У каждого еврея есть доля в Грядущем Мире, как сказано: «А народ Твой – все праведники; навеки унаследуют землю». Сила тшувы, полностью обращающей прошлое человека в добро, – это сила вав, буквы, заменяющей прошедшее время на будущее. Сама эта трансформация парадоксальным образом требует обращения света из будущего к прошедшему.

Обращение будущего в прошедшее в служении человека Богу – это тайна изучения внутренних истин Торы, того аспекта ее, который относится к откровению прихода Машиаха. Раши объясняет стих из Шир ѓаширим (Песни песней): «Пусть он целует меня поцелуями уст своих, ибо любовь твоя лучше вина» – это намек на сладостное учение, которое раскроется Машиахом. Когда кто-нибудь усердно изучает тайны Торы, он привлекает (свет) от будущего к прошлому, чтобы укрепить себя для возвращения к Богу в полной тшуве из чувства любви и, таким образом, для превращения его прошлого в будущее.


ВАВ

ФОРМА: Вертикальная линия.

Столп.

Человек, стоящий прямо.

Миры Двенадцать столпов Творения – двенадцать линий куба. Двенадцать племен.

Семь столпов Творения – шесть направлений и время. Семь пастырей.

Один столп Творения – будущее. Машиах.

Соединительные доски в скинии.

Души Человек в полный рост – стоит на земле и головой достигает неба.

Евреи (народ), стоящие вместе.

«Золотой путь» в служении Богу.

Торс по отношению к рукам, ногам и месту обрезания.

Божественность Столп Истины.

Незыблемость среднего столпа.

Божественность, проникающая через срединную точку всякого творения.

НАЗВАНИЕ: Крючок

Миры Соединительные крючки в досках скинии – сокрытие и раскрытие.

Ось симметрии и равновесие между симметрией и асимметрией.

Души Сила, объединяющая души Израиля.

Точки желания, через которые Желание Бога начертано в сердце каждого еврея.

Ось, соединяющая точки добра, присущие каждому еврею.

Божественность Соединительное звено между отдельными Законами, высеченными буквами Божественной Сущности – Торы.

Сила соединения Божественных искр, внутренне присущих всей действительности.

ЧИСЛО Шесть

Миры Шесть дней Творения и соответствующие им шесть творящих сил Бога, действующих при Сотворении.

Шесть букв слова Берешит, «Вначале».

Шесть букв алеф в первом стихе Торы.

Шесть тысячелетий продолжительности существования мира.

Шесть направлений в физическом мире.

Души Шесть крыльев (состояний любви и страха в душе) у огненных ангелов.

«Ты дашь истину Яакову».

Божественность Шесть разделов Мишны.

Шесть «крыльев» маген-Давида.

Шесть локтей – размеры скрижалей, полученных Моше на горе Синай.


ФОРМА

Буква вав – вертикальная линия, представляющая собой столп или человека, стоящего прямо.

МИРЫ

«Мир стоит на столпах». Столбы, символы поддержки, скрепляют вместе все сотворенное. В Талмуде мы находим три мнения об их количестве: двенадцать, семь и один. Обычно, разные мнения наших мудрецов о физических явлениях относятся к разным элементам реального мира. Или даже глубже: каждое описывает иную модель вселенной.

В книге Сефер Йецира сказано, что двенадцать столпов Творения, «двенадцать диагонально наклоненных границ», соответствуют двенадцати периферическим линиям постоянно расширяющегося куба (вселенной), начиная от точки Цимцума. Эти границы на уровне миров соответствуют двенадцати коленам, родам Израиля на уровне душ. Слово мате, «колено» в древнееврейском языке означает «посох», сходный с поддерживающим столбом.

Модель семи столпов соответствует постоянно расширяющейся вселенной шести пространственных столпов, шести направлениям трехмерного пространства, вместе с «реальным» прошлым, половиной координаты времени, четвертым измерением. На уровне душ эти семь столпов соответствуют семи «пастырям» Израиля: Авраѓаму, Ицхаку, Яакову, Моше, Аѓарону, Йосефу и Давиду.

Модель одного столпа – тайна зависимости всего реального мира от потенциала, от скрытой половины четвертого измерения – будущего. Если смотреть с этой перспективы, все «стоит» на будущем. На еврейском языке слово «будущее», атид означает «готовый». На уровне душ это тайна души Машиаха, готового прийти на протяжении всего времени (с самого начала и даже раньше…), это постоянно поддерживаемый «падающий», как будет объяснено при рассмотрении буквы нун.

В Мишкане (переносном Храме), построенном Моше в пустыне, были длинные брусья, проходящие сквозь все доски по трем сторонам ограды двора скинии, соединяя их и скрепляя. Структура и составные части скинии в точности соответствуют тайнам Сотворения. Главный строитель скинии, Бецалель, вдохновленный Моше, «знал, как переставлять буквы, которыми были сотворены небо и земля». В частности, брусья показывают соединительную силу буквы вав.

ДУШИ

Буква вав, одна прямая линия, символизирует прямую походку человека, стоящего на земле, а головой достигающего неба. Так все души евреев стоят вместе, как один человек, в своем служении Богу. Это напоминает положение «стояние в тесноте», о чем говорилось в отношении буквы далет.

Рамбам, рассматривая исправление черт характера человека при служении Богу, говорит о «среднем пути», следуя которому человек пытается избежать чрезмерного проявления любой эмоции; этот путь ведет к умеренной жизни и постоянному вниманию к другим людям. Такое идеальное состояние человека – это, по сути, возвращение к первоначальному намерению Бога при сотворении человека, как сказано в книге Коѓелет: «Бог создал человека прямым, а они прибегали к множеству уловок». Слово яшар значит «вертикальный» и «прямой», оно намекает на слова наших Мудрецов: «Каков прямой путь, который должен избрать человек? Тот, что прекрасен перед Создателем его и прекрасен с точки зрения человека». Прямой срединный путь соответствует свойству тиферет («красота»), той красоте, которая описана выше как внутренняя сила «линии» и в которой проявляются связь и гармония всех эмоциональных сил души. В этом тайна буквы вав, как учит кабала. Числовое значение 6 буквы вав соответствует шести эмоциональным качествам сердца: доброте, силе, красоте, достижению победы, чувству благодарности, завершенности (основанию). Красота («тиферет») – всё включающее «среднее» для этих шести качеств, как торс человека, от которого отходят руки, ноги и место обрезания.

БОЖЕСТВЕННОСТЬ

На уровне Божественности вав представляет собой средний столп – «столп истины», проникающий через среднюю точку всего существующего. Истина определяется как постоянная середина, выражающаяся в способности одновременно поддерживать две кажущиеся противоположности. «Истина одна и только одна». Конечная Истина – это единство Торы в Боге. Из этой исходной точки Истина нисходит через «середину» всех эманированных и сотворенных миров.

Структура сфирот, эманаций Божественного Света в процессе Творения, складывается из трех линий, или каналов. Правая линия – сторона Доброты и левая – сторона Строгости – могут деградировать во внешние проявления, а середина остается постоянной в своем внутреннем проявлении самозабвения перед Волей Бога. Этот канал, или «столп истины», пронизывает все миры и все сущее.

Каждое творение, даже неодушевленное, имеет в себе «Божественную» срединную точку истины. Человек может воспринимать эту срединную точку истины, будучи как бы одинаково настроенным с ее объектом. Проходя одновременно через все срединные точки реальности, Божественная сила буквы вав соединяет и приводит к единству все сущее, чтобы, в конечном счете, включить в это Единство наше собственное, человеческое сознание, затрагивая все наши способности восприятия.

НАЗВАНИЕ

Слово вав означает «крюк».

МИРЫ

В Мишкане, микрокосме всех миров, крючки служили для соединения столбов с завесами и назывались вавей аамудим, «крючки столбов».

Слова вавей аамудим повторены 6 раз (числовое значение буквы вав) в главах, рассказывающих о Мишкане.

В разделе Трума дважды упоминается повеление о создании Мишкана и его элементах, и четыре раза в главе Ваякѓел, где говорится о постройке. В каждой из этих глав вавей – шестое слово стиха, который приводится первым.

Завесы Мишкана представляют силу сокрытия, существующего между мирами. Каждый более высокий мир «скрывается» за «завесой» от более низкого мира. Стоящие вертикально столбы демонстрируют раскрытия света, текущего по «каналам» книзу от мира к миру. Крюки соединяют две силы: сокрытия и раскрытия (откровения).

Крючки в форме буквы вав – отображение самих столбов (сила явного раскрытия), а название «вав» относится к крючкам, соединяющим две кажущиеся противоположными силы сокрытия и раскрытия. Но крючки относятся в особенности к столбам, больше, чем к завесам, ибо конечная цель соединения сокрытия и раскрытия заключается в постоянном и все более глубоком раскрытии. Сокрытие – лишь средство достижения цели – раскрытия, как об этом учит теория хасидизма. Конечное раскрытие наступит в мире или в системе отношений, которая может осуществиться и оставаться постоянной только благодаря силе сокрытия.

Буква вав как столп и вав как крюк – тайна двух букв вав в полном произношении этой буквы: וו. Начальная вав, в соответствии с ее формой, – это столп или сфира тиферет («красота»). Вторая буква, «наполняющая» первую и дающая ей название – это крюк (столпа) или сфира йесод («основание», «связь»). На уровне миров, столп представляет «ось», вокруг которой во всей природе проявляются гармония и симметрия (красота). А крюк – силу связи и равновесия между симметричными и асимметричными состояниями, заложенными в природе.

ДУШИ

На уровне самой глубинной точки сердца все души евреев соединены и составляют единое целое. Самая глубинная точка сердца, сущностная точка совершенного желания служить Богу, одинаково присутствует в каждом еврее. Функция крючка, названия буквы вав, становится явной, когда аморфное сначала желание служить Всевышнему начинает обретать форму и определенное направление, основанное на реализации особого предназначения человека в служении Богу. Дифференциация (утаение друг от друга) начинается в индивидуальных сердцах евреев, но сила крючка поддерживает их соединение в осознании общей цели (раскрытия).

Как все мы в глубине сердца обладаем общей способностью к сущностной воле, так каждый еврей полон действующих точек добра: «Даже преступные в твоей среде полны заповедей, как гранат [полон семян]». Форма граната напоминает сферическую форму земли, символизирующей народ Израиля: «А вы (сыны Израиля) будете Мне желанной страной (т.е. землей), – говорит Всевышний». Как земля вращается вокруг своей оси, ось «земли-Израиля» – сила, проходящая через все действующие точки добра в каждом еврее и соединяющая их. Эту ось можно понять как силу буквы вав – столп добра, вокруг которого проявляется красота народа. Но посмотрим глубже и увидим, что особый характер точек добра в разных людях поначалу служит для их дифференциации, а сила соединения точек добра в них (когда благие помыслы одного присоединяются к добрым делам другого, порождая совершенное добро, как учит теория хасидизма) – это тайна крюка. Он раскрывает столп общей цели всеобщего добра (Божественного раскрытия) через завесу внешне видимой дифференциации.

БОЖЕСТВЕННОСТЬ

Раби Шалом Дов Бер из Любавичей повторял стих псалма: Барху ата Ашем ламдени хукеха – «Благословен Ты, Боже, преподай мне (раскрой мне) Твои законы». И толковал выражение «Твои законы» как «высеченные буквы Твоей Сущности, присутствующие во всей реальности». Хок, «закон», происходит от глагола «высекать что-нибудь», «гравировать». Эти высеченные буквы Божественной Сущности соответствуют на уровне Божественности сущностным точкам желания (исполнить Желание Бога, Его закон), высеченным на уровне душ в сердце каждого еврея. Высеченные буквы, «закон» Желания Бога, стали слышны (и видимы) во время дарования Торы. Как учат наши мудрецы, мы тогда восприняли Божественное веление со всех направлений и измерений мира: «Я – Бог, ваш Бог…». Сами Десять Заповедей сначала были произнесены как одно Слово. В то время не было видимой дифференциации между отдельными законами Торы. Но когда Законы приобретают индивидуальную форму и отделяются друг от друга, сила буквы вав раскрывает их внутреннюю общую Сущность и Цель.

Искры Божественности, оживляющие каждый элемент Сотворения, соответствуют подлинным точкам добра, которыми обладает каждый еврей. Сила буквы вав в том, что она выявляет «континуум» этих искр в их сущности как «вызволяемых» и «спасаемых» ежеминутно в постоянном исправлении Сотворения.

ЧИСЛО

Числовое значение буквы вав – шесть.

МИРЫ

Книга Зоѓар читает первое слово Сотворения, Берешит, как Бара шет, «Он сотворил шесть» (шет на арамейском языке идентично древнееврейскому шеш, «шесть»). Самое заметное явление в Сотворении, связанное с числом шесть, – это Сотворение мира в шесть дней, как сказано: «В шесть дней Бог создал небо и землю». Зоѓар объясняет это так: «каждый день совершал свое деяние». Каждый день соответствует особой Божественной силе, действующей в процессе творения и первоначально проявляющейся в актах творения этого дня.

В слове Берешит шесть букв. В первом стихе Торы Берешит бара элоким эт ашамаим веэт аарец – «Вначале Бог сотворил небо и землю», есть шесть букв алеф, соответствующих шести тысячелетиям («алеф» означает «тысяча») существования теперешнего состояния мира, как учат наши мудрецы. Сами по себе шесть тысячелетий – это проекция шести дней Творения, как сказано: «Тысяча лет в Твоих глазах как вчерашний день», день Творения.

Трехмерное физическое пространство состоит из «шести направлений»: правый, левый, передний, задний, верхний и нижний. Согласно толкованию Торы, передний соответствует востоку, что определяет и географическое положение правого, левого и заднего как юга, севера и запада соответственно. Шесть дней Творения соответствуют югу, северу, переду, верху, низу и западу в том порядке, в каком в праздник Суккот по традиции трясут лулав и этрог в разных направлениях, как об это учит кабала.

ДУШИ

В пророческом видении Йешайяѓу видел огненных ангелов, или серафимов, обладающих шестью крыльями: «Серафимы стоят над Ним, у каждого шесть крыльев, двумя он прикрывает свое лицо, двумя – ноги, а двумя летает. И взывают друг к другу и говорят: Свят, свят, свят Бог воинств, полна вся земля славы Его».

Крылья вообще символизируют начальные силы эмоций души: любовь и страх. Зоѓар учит, что заповеди, исполненные без любви и страха, как бы ни были бесконечно значительны и сильны, лишены «крыльев», необходимых, чтобы взлететь к Небу (т.е. выявить их Божественное происхождение). Два крыла, которыми каждый ангел прикрывает лицо, соответствуют проявлениям любви и страха, «порожденных» размышлением. В прикрытии лица представлено свойство «святого стыда» пред лицом Всевышнего. Два крыла, прикрывающие ноги каждого ангела, соответствуют врожденным качествам любви и страха, присущим каждой душе. Прикрытием ног выражено свойство «смиренного хождения с твоим Богом». Два крыла, служащих для полета, соответствуют переживанию любви и страха, внушенных Богом и дарованных Свыше тому, кто искренне служил Богу с любовью и страхом до предельного, хотя и ограниченного, уровня начального состояния сознания его души. Такие Богоданные эмоции поднимают душу до бесконечно более высоких состояний сознания, подобных полету серафимов.

В стихе «Дашь истину Яакову» внушенные Богом переживания любви и страха названы «печатью истины», ими Бог «подтверждает» первоначальные проявления любви и страха у человека. Всякое переживание, идущее снизу, временно и неустойчиво по своей природе, а, следовательно, и неистинно. Внушенные Богом эмоции вечны и устойчивы по своей природе и в то же время обладают бесконечной силой. В этом заключается тайна данной Богом Яакову печати Истины (Яаков представляет начальные временные эмоции, проявляющиеся в душе снизу), как учит теория хасидизма. Тайна слова «истина», эмет – 212 – имя Бога Эѓье («Я буду») во фразе «Я буду, кем Я буду», равно 21. А 21, в свою очередь, является «треугольником» числа 6 (21=1+2+3+4+5+6). Поэтому буква вав, числовое значение которой равно шести, называется «буквой истины».


БОЖЕСТВЕННОСТЬ

«Тора Бога совершенна, оживляет душу. Свидетельство Бога верно, умудряет простого. Уставы Бога правильны, радуют сердце. Веления Бога светлы, освещают глаза. Страх перед Богом чист, стоит вовек. Суждения Бога истинны, все они правы».

Наши мудрецы учат, что эти шесть фраз, относящихся к внутренней Божественной природе Торы и ее путей (Тора Бога… свидетельство Бога…), намекают на основную структуру Устной Торы – шесть разделов Мишны. Устная Тора в какой-то мере даже больше, чем Письменная Тора, соединяет сущность души еврея с Волей Бога. Это конечное проявление вав ѓахибур. Имя Бога в этих фразах – второе в пяти словах каждой из этих шести фраз. Кабала учит нас, что каждое из этих предложений из пяти слов соответствует пяти пальцам правой руки. Имя Бога соответствует второму пальцу, на который жених надевает невесте обручальное кольцо, чье назначение – «указать» на Божественное раскрытие.

Совершенная структура числа шесть (как, например, в магендавиде, где внешняя площадь его шести «крыльев» равна и вкладывается в площадь внутреннего шестиугольника), отраженная в шести разделах Мишны, имеет источником размеры скрижалей, данных Моше на Синае. Они представляли собой кубы с ребрами длиной шесть ладоней. «Начертай их (слова Торы) на скрижали твоего сердца». «Сердце мудрого обучает его уста»: от Бога – к скрижали сердца – к слову уст – к шести разделам Устной Торы.


Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру