301-я заповедь - запрещение распространять сплетни. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не ходи сплетником в народе своем" (Ваикра 19:16).
Сказали мудрецы (Сифра, Кедошим) : "Не будь любезным с одними и грубым с другими (слово рехилут - "сплетня", "пересуды" - имеет общий корень со словом pax - "мягкий", "нежный", "любезный"). И еще - не будь коробейником, разносящим сплетни (слово рехилут однокоренное со словом рохелут - "мелочная торговля")".
И этой же заповедью запрещается распространение клеветы (см. Ктубот 46а).
302-я заповедь - запрещение ненавидеть друг друга. И об этом Его речение: "Не питай в сердце своем ненависти к брату своему" (Ваикра 19:17).
В Сифре объясняется: "Тора говорит именно о ненависти, затаенной в сердце. Однако, если человек открыто выражает свою ненависть и тот, на кого она направлена, знает, что его ненавидят, - в таком случае ненавидящий не преступает этот запрет. Но он преступает запреты "Не мсти и не храни злобы на сынов своего народа" (там же 19:18; НД 304-305) и не выполняет предписывающую заповедь: "И люби ближнего своего, как самого себя" (там же; Д 206).
Но ненависть, хранимая в сердце, - самый тяжкий из этих грехов.
303-я заповедь - запрещение позорить друг друга. Наши мудрецы называют этот грех: "заставить ближнего побледнеть на глазах у других людей" (Авот 3:11; Бава меция 58б).
Этот запрет содержится в Его речении: "Наставляй, увещевай ближнего своего - и не понесешь из-за него греха" (Ваикра 19:17). В Сифре разъясняется: "Откуда известно, что даже если мы уже увещевали человека четыре или пять раз, мы все же вновь и вновь должны наставлять его? Из того, что Тора говорит: "Наставляй, увещевай...". Может быть, мы должны увещевать его, пока он не переменится в лице (т.е. может быть, разрешено даже позорить его в присутствии других людей)? Но ведь Тора сказала: "...и не понесешь за него греха" (а опозорив человека при других, мы "понесем из-за него грех")".
Однако, согласно простому смыслу стиха: "Не питай в сердце своем ненависти к брату своему, наставляй, увещевай ближнего своего - и не понесешь из-за него греха" - это запрет обиженному хранить в сердце память о грехе, совершенном против него, и мысленно обвинять обидчика. Но обиженный обязан высказать свои претензии вслух (Д 205).
304-я заповедь - запрещение мстить друг другу: отвечать обидчику злом на зло и на причиненную боль - причинением боли. Ашем, запрещая это, сказал: "Не мсти" (Ваикра 19:18).
В Сифре поясняется: "И это тоже называется местью: один еврей попросил у соседа серп, а тот не дал. Назавтра сосед просит топор, а обиженный отвечает: "Я тебе не дам топор, как ты мне вчера не дал серп". Но ведь Тора говорит: "Не мсти".
И во всех случаях жизни выверяй свое поведение, сравнивая с этим примером.
305-я заповедь - запрещение проявлять злопамятность. И даже если обиженный не мстит, ему запрещено хранить в сердце память о перенесенной обиде. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не мсти и не храни злобы на сынов своего народа" (там же).
В Сифре поясняется: "И это тоже называется злопамятностью: один еврей попросил у соседа серп, а тот не дал. Назавтра сосед просит топор, а тот отвечает: "Вот, бери! Ведь я не такой, как ты, - я у тебя просил серп, а ты мне не дал". Поэтому-то Тора говорит: "Не храни злобы...".
306-я заповедь - запрещение забирать пойманную во время охоты птицу вместе с ее гнездом и птенцами. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если попадется тебе птичье гнездо по дороге, на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или с яйцами, и мать сидит с птенцами или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми" (Дварим 22:6).
Нарушение этого запрета может быть исправлено выполнением соответствующей заповеди "Делай", и об этом Его речение: "...Отослать должен ты мать" (там же 22:7; Д 148). И если ловцу, схватившему птицу на гнезде, уже не возможно отослать ее и исправить тем самым свой проступок, - например, если птица умерла у него в руках, - он карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Хулин.
307-я заповедь - запрещение сбривать волосы на язве. И об этом Его речение: "Если же при осмотре коэном язвенного струпа окажется, что на вид он не глубже кожи и на нем нет черных волос, то пусть коэн уединит человека с язвенным струпом на семь дней; и осмотрит коэн язву в день седьмой, и вот струп не разросся... то пусть он (изъязвленный) обреет себя, по струпу же пусть не бреет" (Ваикра 13:31-33).
В Сифре (Тазриа) говорится: "Откуда известно, что тот, кто удаляет признаки ритуальной нечистоты со своей язвы, нарушает заповедь "Не делай"? Ведь сказано: "...По струпу же пусть не бреет".
308-я заповедь - запрещение срывать с кожи признаки проказы или выжигать их, изменяя их облик. И об этом Его речение: "Будь осторожен с язвою проказы" (Дварим 24:8). А в Сифри (Ки теце) указано: "Будь осторожен с язвою проказы" - это заповедь "Не делай". И еще в мишне (Негаим 7:4) говорится: "Срывающий признаки ритуальной нечистоты и выжигающий мясо на язве проказы - преступает заповедь "Не делай".
И такой нарушитель карается бичеванием, как разъяснено в соответствующем месте (см. комм. Рамбама на Мишну).
309-я заповедь - запрещение засевать и обрабатывать землю в долине, где совершается ритуал преломления черепа искупительной телицы (Д 181). И об этом Его речение: "...И пусть сведут старейшины того города телицу в скалистую долину, которая не обрабатывается и не засевается..." (Дворам 21:4).
Преступивший этот запрет карается бичеванием. В трактате Макот (22а), где перечисляются нарушители закона, подлежащие наказанию бичеванием, сказано: "И также тот, кто засевает скалистую долину, в которой совершается ритуал преломления черепа искупительной телицы. А откуда известно, что это запрещено? Из стиха: "...в скалистую долину, которая не обрабатывается и не засевается".
Итак, ясно, что это запрет Торы и что преступивший запрет карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Coma (456-466).
Триста десятая заповедь - запрещение оставлять в живых колдуна. И об этом Его речение: "Колдуньи не оставляй в живых" (Шмот 22:17).
И тот, кто щадит колдуна, не только не выполняет заповедь "Делай" - побивать камнями преступивших определенные запреты Торы (Д 229), но и преступает заповедь "Не делай".
311-я заповедь - запрещение отрывать молодого мужа от дома в первый год после свадьбы для каких-либо общественных работ или для воинского служения. Но на протяжении всего года он освобождается от обязанностей, связанных с отлучкой из дома. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если кто взял жену недавно, то пусть не идет он в войско, и да не будет на него возложено ничего..." (Дворам 24:5).
Сказано в трактате Coma (44a): "...То пусть не идет он в войско". Может быть, хотя он и "не идет в войско", но зато изготовляет оружие и обеспечивает воинов водой и провизией? Тора говорит: "...И да не будет на него возложено ничего". На него "не будет возложено", но будет возложено на других (имеется в виду, "на других", освобожденных от воинской службы - на того, кто построил новый дом или посадил новый виноградник. См. Дварим 20:5-6; Д 191). Но после того, как сказано: "...И да не будет на него возложено ничего", зачем же нужен стих: "...То пусть не идет он в войско"? Научить, что нарушитель, призывающий молодого мужа в войско, преступает два запрета Торы".
И мы уже объясняли в "9-ом принципе" (см. Предисловие), что не во всех случаях, когда нарушается два запрета, речь идет о двух самостоятельных заповедях "Не делай".
И знай, что и самому молодому мужу запрещено покидать свой дом и уезжать куда-либо по торговым делам в течение первого года.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Coma (43а-44б).
312-я заповедь - запрещение оспаривать законодательное решение хранителей Традиции, да пребудет на них мир, и поступать вопреки такому решению. И об этом речение Ашема: "Не отступай от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево" (Дварим 17:11). И сказано в Сифри (Шофтим): "Не отступай..." - это заповедь "Не делай".
И, если этот запрет преступает один из авторитетных знатоков Торы, который оспаривает законодательное решение Санхедрина и наставляет людей поступать в соответствии со своим мнением, он карается удушением, как это разъяснено в конце трактата Санхедрин (846). И там же (86б-89а) приводятся другие законы, связанные с выполнением этой заповеди.
313-я заповедь - запрещение прибавлять что-либо к Торе, полученной Моше на Синае, как к Письменной Торе, так и к Устной. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Все, что я заповедую вам, бережно исполняйте, не прибавляй к этому..." (Дварим 13:1). И ясно сказано в нескольких местах Талмуда (Рош ашана 286, Зевахим 80а): "преступает заповедь "Не прибавляй", "нарушил заповедь "Не прибавляй".
314-я заповедь - запрещение убавлять что-либо от Торы, как Письменной, так и Устной. И об этом Его речение: "...И не убавляй от этого" (Дварим 13:1). И в нескольких местах Талмуда сказано: "преступает заповедь "Не убавляй", "и вот, нарушил заповедь "Не убавляй".
315-я заповедь - запрещение проклинать судью. И об этом Его речение: "Б-га не проклинай" (Шмот 22:27. Этот стих допустимо также перевести: "Судей не проклинай" - НД 60).
Преступивший этот запрет карается бичеванием.
316-я заповедь - запрещение проклинать властителя. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "...И властителя в своем народе не проклинай" (Шмот 22:27). Под словом "властитель" (носи) в стихе подразумевается царь, которому принадлежит власть. И подобно этому, в Его речении "Если властитель согрешит..." (Ваикра 4:22) - так же имеется в виду царь (Сифра и Орайот 3:3).
Вместе с тем, мудрецы именуют титулом носи главу совета 70-ти старейшин - Санхедрина. И во многих местах Талмуда написано: "носи (в значении "глава Санхедрина") и руководитель Высшего суда" (Хагига 166, Кидушин 336 и др.). И еще сказано: "Если носи (глава Санхедрина) поступился своими привилегиями, его привилегиями можно пренебречь; но если царь поступился своими привилегиями, его привилегии остаются в силе" (Санхедрин 196).
И знай, что этот запрет подразумевает и главу Санхедрина, и царя - ведь Тора запрещает проклинать того, кто наделен высшей властью, как светской, так и духовной. Об этом с очевидностью свидетельствуют законы, связанные с выполнением этой заповеди. Преступивший этот запрет карается бичеванием.
317-я заповедь - запрещение проклинать любого человека из народа Израиля. И об этом Его речение: "Не проклинай глухого" (Ваикра 19:14).
И я объясню тебе, почему сказано именно "глухого".
Когда в душе пробуждается страстное желание отомстить обидчику, мститель не успокаивается, пока не покарает обидчика - в максимальном, с точки зрения мстителя, соответствии с нанесенным ему ущербом. И лишь когда обидчик наказан, страсть, бушевавшая в сердце мстителя, утоляется.
Иногда для утоления мести оказывается достаточным оскорбить и проклясть обидчика - и жажда мести удовлетворяется позором, причиненным врагу.
Иногда обида более значительна, и мститель не успокаивается до тех пор, пока не нанесет непоправимый урон имуществу своего обидчика.
А бывает дело еще серьезней - мститель не успокаивается, пока не нанесет ощутимого вреда самому обидчику, обрушив на него град ударов или поразив какой-либо из органов его тела.
А бывает еще серьезней - жажда мести не удовлетворяется до тех пор, пока обиженный не лишает обидчика жизни.
Однако порой обида бывает настолько незначительной, что желание мести удовлетворяется просто гневной руганью и проклятиями, высказанными даже в отсутствие обидчика. И известно, что в таком случае гневливые и вспыльчивые люди успокаиваются, выплескивая свой гнев - даже если обидчик не слышит их проклятий и не ведает об их гневе.
Мы могли бы подумать, что Тора запрещает проклинать любого еврея только в том случае, когда он это слышит - ведь проклятия оскорбляют его и наносят ему нравственный ущерб. Но когда произносимых проклятий никто не слышит и они никого не ранят, может быть, на проклинающем нет греха? И Тора говорит нам, что такие проклятия тоже запрещены, поскольку закон принимает во внимание не только урон, наносимый проклинаемому, но и положение самого проклинающего - Тора запрещает ему пробуждать в своем сердце месть и чувство гнева. И поэтому-то мудрецы выводят запрет проклинать любого еврея именно из речения "Не проклинай глухого".
И сказано в Сифре (Кедошим): "Из этого стиха видно только, что нельзя проклинать глухого - откуда же известно, что нельзя проклинать любого еврея? Тора говорит: "...в своем народе не проклинай" (Шмот 22:27). Если так, то зачем же сказано: "Не проклинай глухого"? Глухой не слышит проклятий, но он живет - мертвый не живет и не слышит (т.е. запрет не распространяется на того, кто проклинает умершего)". А Мехильта (Мишпатим) объясняет: "Не проклинай глухого" - Писание приводит в пример самого обездоленного из людей".
Тот, кто преступая этот запрет, проклинает еврея Именем Б-га, карается бичеванием. И тот, кто проклинает самого себя, также карается бичеванием.
Итак, ясно, что тот, кто проклинает другого еврея Именем Б-га, преступает запрет, выраженный в Его речении "Не проклинай глухого". А тот, кто проклинает какого-либо судью, преступает два запрета и карается бичеванием дважды. А тот, кто проклинает главу Санхедрина наказывается бичеванием три раза.
В Мехилъте (Мишпатим) объясняется: "Из стиха "Властителя в твоем народе не проклинай" (Шмот 22:27) мы могли бы выучить и запрет проклинать главу Санхедрина, и запрет проклинать судью. Зачем же еще сказано (там же): "Б-га не проклинай (другой перевод "Судей не проклинай" - НД 60 и 315)"? Чтобы подчеркнуть, что эта два отдельных запрета. И по этому поводу сказано: бывает, что человек делает всего лишь одно высказывание, а карается за нарушение четырех запретов Торы. Сын главы Санхедрина, который проклял отца, подвергается наказанию за нарушение четырех заповедей: за нарушение запрета "Не проклинай глухого", за нарушение запрета проклинать отца (НД 318), за нарушение запрета проклинать судью (НД 315) и за нарушение запрета "Властителя в своем народе не проклинай" (НД 316).
Законы, связанные с выполнением этих заповедей, разъясняются в 4-ой главе трактата Швуот (35а-36а).
318-я заповедь - запрещение проклинать отца или мать. Наказание за это указано в Торе, в Его речении: "Проклинающий отца и мать будет предан смерти" (Шмот 21:17). Нарушитель этого запрета побивается камнями - и даже в том случае, если он проклял одного из уже умерших родителей.
Тем не менее сам запрет не выражен в Торе отдельно и не сказано: "Не проклинай своего отца". Этот запрет выводится из Его речения, запрещающего проклинать любого еврея (НД 317), - в том числе и отца, и мать.
В Мехильте (Мишпатим) объясняется: "Проклинающий отца и мать будет предан смерти" - наказание указано, но где же сам запрет? Тора говорит: "Судей не проклинай" (Шмот 22:27) - и если отец является судьей, то этот запрет (НД 315) подразумевает и его тоже. А если отец - глава Санхедрина, то запрет проклинать главу Санхедрина (НД 316) подразумевает и его. А если отец простой человек, тогда он подразумевается в речении "Не проклинай глухого" (Ваикра 19:14). И из всех этих трех запретов можно выучить методом биньян ав ("общий принцип" - один из "13 методов толкования Торы"): точно так же, как наем, и судья, и каждый еврей принадлежат к "твоему народу" (Шмот 22:27) и их всех нельзя проклинать, так и отец принадлежит к "твоему народу" и его нельзя проклинать".
И сказано в Сифре (Кедошим): "Всякий, кто проклянет отца и мать, смерти должен быть предан" (Ваикра 20:9) - наказание указано, а сам запрет не указан?! Тора говорит: "Судей не проклинай" - и далее в тех же выражениях, что и в Мехильте.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а,66а).
319-я заповедь - запрещение наносить удары отцу или матери. И этот запрет так же не выражен в Писании определенно, однако указано наказание за подобное преступление. Ашем сказал: "И кто ударит отца своего и мать свою, должен быть предан смерти" (Шмот 21:15).
Запрет бить отца или мать мы учим подобным же путем, что и запрет проклинать отца или мать (НД 318). Мы уже разъясняли, комментируя 300-ю заповедь "Не делай", что запрещено бить любого еврея - значит, и отца с матерью в том числе.
И в Мехильте (Мишпатим) объясняется: "И кто ударит отца своего и мать свою, должен быть предан смерти" - наказание указано, а сам запрет не указан?! Тора говорит: "До сорока ударов можно дать ему, не добавляй..." (Дварим 25:3). И если уж запрещено добавлять хотя бы один лишний удар, наказывая того, кого заповедано карать бичеванием, то уж тем более запрещено наносить удар тому, кого не заповедано бить".
Преступивший этот запрет - т.е. умышленно ударивший, до крови, своего отца или мать - карается удушением.
Законы, связанные с соблюдением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Санхедрин (846-856).
Триста двадцатая заповедь - запрещение совершать работу в Шабат. И об этом Его речение: "А день седьмой, Шабат, - Ашему, твоему Б-гу; не делай никакой работы - ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой скот, ни гер, который в твоих вратах" (Шмот 20:10).
Писание (там же 31:14) указывает, что умышленно нарушивший этот запрет - при отсутствии свидетелей карается "отсечением души". Но если были свидетели, предоставившие показания суду, нарушитель запрета подлежит побиению камнями. А если нарушение было совершено неумышленно, нарушитель приносит установленную грехоочистительную жертву.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Шабат.
321-я заповедь - запрещение выходить в Шабат за пределы тхума ("субботних границ" населенного пункта). И об этом Его речение: "Пусть не выходит человек из своей местности в седьмой день" (Шмот 16:29). А устная традиция разъясняет, что субботние границы проходят на расстоянии в две тысячи локтей (локоть - ок. 57,5 см) от самого города, и дальше этого рубежа нельзя выходить даже на один локоть (Coma 27б). Но пройти две тысячи локтей в любую сторону от города разрешается.
И сказано в Мехильте (Бешалах): "Пусть не выходит человек из своей местности..." - далее, чем на две тысячи локтей". А в трактате Эрувин (176) указано: "Нарушитель субботней границы, согласно закону Торы, карается бичеванием". И в том же трактате разъяснены законы, связанные с выполнением этой заповеди.
322-я заповедь - запрещение карать преступников в Шабат, приводя приговор суда в исполнение. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "А день седьмой да будет свят для вас, Шабат покоя, посвященная Ашему; всякий, кто совершает в этот день работу, будет предан смерти, - не разжигайте огня... в день Шабата" (Шмот 35:2-3). Имеется в виду, не подвергайте сожжению того, кто приговорен к этой казни, - и также не приводите в исполнение другие приговоры.
В Мехильте (Ваякхель) объясняется: "Не разжигайте огня..." - сказано так, чтобы научить: как сожжение - одна из казней, предусмотренных законом Торы, - не совершается в Шабат, так и остальные казни не совершаются в Шабат".
И еще предположили мудрецы (Шабат 70а): "Разжигание огня выделено из всех других запрещенных в Шабат действий, чтобы научить: нарушение этого запрета карается бичеванием (в то время, как за выполнение других запрещенных Торой работ нарушитель подлежит смертной казни)". Но это предположение мудрецов не получило статус закона.
Согласно же основному мнению законоучителей, Тора выделила разжигание огня из других запрещенных в Шабат действий, чтобы научить: нарушитель подлежит отдельному наказанию за совершение каждой из запрещенных работ - как за разжигание огня, так и за любую другую работу. И это разъясняется в соответствующем разделе Талмуда (Песахим 5б).
А в Иерусалимском Талмуде (Санхедрин 4:6) говорится: "...Не разжигайте огня во всех поселениях ваших в день Шабата". Сказал раби Ила от имени раби Яная: "Отсюда мы учим, что суд не производит заседаний и не выносит приговоров в Шабат" (выражение "во всех поселениях ваших" можно также перевести: "во всех заседаниях ваших").
323-я заповедь - запрещение совершать работу в первый день праздника Песах. И об этом Его речение: "...А в первый день - священное собрание... никакой работы не делайте" (Шмот 12:16).
324-я заповедь - запрещение совершать работу в седьмой день праздника Песах. И об этом Его речение: "...А в первый день - священное собрание, и в седьмой день священное собрание пусть будет у вас: никакой работы не делайте в эти дни" (там же) - т.е. в первый и в седьмой дни Песаха.
325-я заповедь - запрещение совершать работу в праздник Шавуот. И об этом Его речение: "Священное собрание будет у вас: никакой работы не делайте" (Ваикра 23:21).
326-я заповедь - запрещение совершать работу в день Рош ашана. И об этом Его речение: "В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас отдых... священное собрание: никакой работы не делайте" (Ваикра 23:24-25).
327-я заповедь - запрещение совершать работу в первый день праздника Суккот. И об этом Его речение: "В пятнадцатый день седьмого месяца - праздник Суккот... в первый день - священное собрание: никакой работы не делайте" (Ваикра 23:34-35).
328-я заповедь - запрещение совершать работу в день Шмини ацерет. И об этом Его речение: "На восьмой день священное собрание будет у вас:... никакой работы не делайте" (Ваикра 23:36).
И знай, что тот, кто совершит любую из запрещенных работ в один из этих шести праздников, карается бичеванием. Однако в эти дни разрешены работы, связанные с приготовлением пищи, как разъяснено в Торе по отношению к одному из этих праздников (Песаху): "...Только то, что служит пищей для какого-либо существа, лишь это можно вам делать" (Шмот 12:16) - и этот закон распространяется на все остальные праздники.
Законы, связанные с выполнением этих заповедей, разъясняются в трактате Бейца.
329-я заповедь — запрещение совершать работу в Йом кипу р. И об этом Его речение: "А в десятый день седьмого месяца - день искупления, священное собрание будет у вас:... никакой работы не делайте" (Ваикра 23:27-28).
Тот, кто намеренно нарушил этот запрет, подлежит "отсечению души", как разъяснено в Писании (там же 23:30). А нарушивший запрет по ошибке - приносит установленную грехоочистительную жертву.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Бейца, Мегила (76) и других.
Триста тридцатая заповедь - запрещение вступать в близость с матерью. И об этом Его речение: "Наготы матери своей не открывай" (Ваикра 18:7).
Умышленно преступивший этот запрет подлежит "отсечению души", а если есть свидетели преступления, нарушивший эту заповедь побивается камнями. В случае же, если преступление было совершено неумышленно, нарушитель приносит установленную грехоочистительную жертву.