Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 4. Отношение между воспитателем и воспитанником

Отношение между воспитателем и воспитанником

«Я сейчас занят». Авторитетность. Приближение. Уважение к ученику. Как будто бы породил его. Внимание в материальности и в духовности. Осторожность в речи. Записи с прошлого года.

«Я сейчас занят»

Не однажды встречается, что ученик приходит спросить или попросить что-то от учителя, или от директора, а они отвечают ему: «у меня нет времени сейчас». Это выражение действует на ученика самым негативным образом.

Однажды в Риге я находился утром в синагоге, когда рав Мордехай Дубин давал урок Гемары. Я помню, что кто-то подошел к нему, чтобы спросить что-то, и он ответил ему с улыбкой и неторопливо, хотя он был очень занятым человеком (он был членом Латвийского парламента).

Авторитет

Одна из основ воспитания – это авторитет учителя и воспитателя в глазах ученика; без такого авторитета – невозможно никакое влияние. Необходимо, чтобы не было ничего, что повреждало бы этот авторитет, ибо даже одна деталь мешает ученику получить все влияние.

Мишна говорит (Авот гл. 4 Мишна 12) «И страх перед учителем – как страх перед Небесами». Причина этого – ибо учитель – он продолжатель пути Мойше рабейну, который получил Тору с Синая. Ребенок должен знать и чувствовать, что учитель не рассказывает ему то, что он сам придумал, но он продолжает цепь традиции, которая началась с Мойше рабейну, и Шхина говорит из его горла.

Приближение

Ученик должен чувствовать, что учитель приближает его и интересуется им. Также когда есть необходимость в упреке или наказании, это следует делать таким образом, что «левая отталкивает, а правая приближает».

Уважение к ученику

«Пусть уважение к твоему ученику будет любимо для тебя, как уважение к самому себе» (Авот, гл. 4, Мишна 12)

Обрати внимание на язык Мишны – «любимо» — не «осторожен» и т.п. Учитель должен любить уважать своего ученика, как в общем – ибо маленький ребенок это «дыхание, в котором нет греха», и также в частности – у каждого ученика есть большие достоинства. «как свое собственное» — отношение к ученику должно быть подобно отношению человека к себе самому, что человек близок к себе самому, уважает себя сам и хочет, чтобы его уважали другие.

Как будто бы породил его

Воспитатель должен чувствовать слова Разал (Раши Бемидбар 3, 1) «каждый, обучающий сына своего товарища Торе – возводит на него Писание, как будто бы породил его». Воспитатель как будто бы родитель воспитанника, и воспитанник – это *его ребенок*. Это чувство создает крепкую связь любви между учителем и учеником.

На мой взгляд, смысл этих слов, что сразу, как только он принимает решение «учить сына своего товарища Торе» — это сразу считается «как будто бы родил его».

Внимание в материальности и в духовности

Воспитателю следует интересоваться каждым учеником, как будто бы это его сын. Подобно тому, как он интересуется и беспокоится о собственном ребенке лично и с любовью и самоотверженностью, также он должен интересоваться своим учеником. И как «вода – лицо к лицу» — ученик будет любить воспитателя и школу.

Когда учитель видит, что ученик не выполнил домашнее задание, или на его лице видна усталость, он должен пригласить его на личную беседу, и поинтересоваться его положением: спит ли он достаточно часов, каково его семейное положение. Он должен проводить посещение домов, интересоваться положением родителей и их жизненным путем.

Ученик, приходящий в школу в рваной старой одежде, следует обратить на это внимание, может быть, родители нуждаются в помощи. Следует приобрести ему одежду на праздник, для того, чтобы доставить ему радость (см. Кицур Шулхан Орух симан 103, п. 5), и сделать это уважительным образом.

Следует думать об ученике детально, что нужно ему, в материальности и в духовности.

Осторожность в речи

Не однажды случается, что во время перемены учителя заходят в учительскую, и один из учителей рассказывает о смешном случае с одним из учеников. Случайно в учительской находится один из учеников, и он слышит, как учитель насмехается над учеником.

Есть здесь несколько очень негативных вещей.

Учитель нарушил запрет злоязычия. Ребенок получает самую негативное воспитательное впечатление. Ребенок пойдет и расскажет это своему товарищу, ученику, о котором рассказывал учитель, и так это дойдет до ушей родителей того ученика. Возможно, что через год тот учитель будет учителем у того ученика, и легко представить, какое уважение будет у ученика к учителю.

Записи с прошлого года

Каждый воспитатель получает записи о классе от учителя, который вел класс в прошедшем году, и с этими записями он начинает свою работу. Но это неверный подход, ибо возможно, что слабый или плохой ребенок изменился за это время.

Это очень важный момент в воспитании.