Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 2. Заслуга и ответственность руководителя

Заслуга и ответственность руководителя

Задача руководителя. Счет души. Дойти до всех детей Эрец Исроэл. Как отец. Учебный план. Душевные качества. Ревизионная комиссия. Претензии и недовольство. Взвешивать каждое предложение. Педсовет. Ответы на ДуХ. Дух Хабада.

Задача руководителя

Задача руководителя – наблюдать за учителем и воспитателем, исполняющим свою работу в воспитании и образовании как положено, как количественно, так и качественно, и также за соблюдением времени учебы и уровнем учебы.

Счет души

Недопустимо, чтобы руководитель удовлетворялся числом учеников, обучающихся в школе; он должен стремиться и действовать, чтобы увеличить число учеников, и не удовлетворяться достигнутым. Каждый день он должен спрашивать себя: что еще я должен сделать, для того, чтобы все дети города, или, по крайней мере, жители, живущие поблизости от школы, учились в моей школе.

Когда он прогуливается по городу, и встречает ребенка, не получающего кошерного воспитания, или он встречает молодого человека или девушку, которые поженились, и построили дом в Израиле не на основах Торы и заповедей – он должен сразу бить «ал хэт» и не ждать до Йом Кипура…

Дойти до всех детей Эрец Исроэл

Стремление руководителей «решет» должно быть достичь каждого ребенка в Эрец Исроэл и дать ему воспитание в чистоте святости, и не удовлетворяться тем, что добавятся еще несколько тысяч детей. Нужно найти человека, у которого есть такое стремление.

Понятно, что естественным путем это очень трудно. Но если будет такое стремление, тогда, когда будет происходить заседание, и будут обсуждать вопросы воспитания, все будет по-другому.

Как отец

Руководитель должен помнить слова Хазал (Раши Бемидбар 3, 1) «Каждый, обучающий сына своего товарища Торе – засчитывает ему Писание, как будто бы родил его». Отец, сын которого не учится хорошо, пытается найти путь, как это исправить, и все это без криков и проклятий; и это есть также обязанность руководителя.

Учебный план

Время от времени следует проверять учебный план, и не полагаться на то, что уже привыкли к существующему плану. Возможно, что в прошлом этот план был отличным, ибо ученики не могли воспринять больше; но сейчас изменилось положение, и они могут воспринять больше.

Это относится к каждому воспитательному учреждению и к каждому классу.

Душевные качества

Личность и душевные качества руководителя сильно воздействуют на учителя и на его работу с учениками, вплоть до того, что это воздействует также на воспитание ребенка.

Ревизионная комиссия

Следует создать комиссию из нескольких человек (или даже один человек), задача которого будет проверять все аспекты деятельности воспитательного учреждения. Как было в прошлом и какова ситуация в настоящем; рост и развитие учреждения; что нуждается в исправлении и улучшении; что можно добавить к уже существующему.

В течение года, когда заняты ежедневным руководством учреждения, трудно сосредоточиться на том, чтобы делать счет и исследовать детали положения, и также есть вещи, которые трудно изменить или исправить. Но во время лета, когда есть подобие перерыва в текущей работе, это подходящее для этого время. И тогда, в начале нового учебного года, все будет исправлено, или смогут исправить все со началом времени учебы.

Претензии и недовольство

В каждом учреждении случается, что один из учителей проявляет недовольство директором по тому или иному поводу. Никто не совершенен, и само собой, есть недовольство, и есть вещи, которые необходимо исправить.

Наиболее важно – выслушать претензии, чтобы тот, у кого есть претензии почувствовал, что его слушают, и считаются с его мнением.

Также, очень важно объяснить недовольному истинное положение дел. Иногда причина претензий – это отсутствие понимания положения вещей. Предъявляющему претензии кажется – из-за узости его взгляда – что такой то вопрос – это ужасный недостаток, и если не объяснят ему его ошибку, он будет носиться с этой мыслью, и еще доказывать самому себе, что поскольку ему не ответили, это знак, что он прав.

И это одна из 48 вещей, с помощью которых приобретается Тора – «умаамидой ал гоэмес» (Авот гл. 6, Мишна 6). И, т.е., что на человеке лежит обязанность, объяснить другому, что его путь – истинный и верный. И это приводит к миру – «умаамидой ал hашолом».

Взвешивать каждое предложение

Также предложение, исходящего от малого из малых – не следует отбрасывать, но следует взвесить его и считаться с ним. И как объясняется в «Йом-Йом» (9 элул), что также простой человек может найти самые глубокие объяснения, если речь идет о вопросе, который важен для него.

Педсовет

Каждый бизнесмен время от времени исследует детали своего бизнеса, что можно улучшить и что нужно исправить, для того, чтобы дело преуспевало; и также врачи собираются время от времени для того, чтобы держать совет, как можно улучшить лечение больного.

Так же, и в еще большей степени, в воспитании. Руководитель и воспитатели должны собираться время от времени, для того, чтобы рассмотреть, что можно улучшить, исправить и добавить. Такое собрание особенно важно перед началом учебного года.

Следует отметить, что исправление должно соответствовать времени. Возможно, что когда то это можно было исправить другим способом, но сегодня ситуация изменилась, и исправление должно соответствовать новому положению. Пример, на что это похоже, на ремесленника, который придет на завод, и скажет, что он мастер по ручному изготовлению, в то время как завод уже прошел процесс автоматизации, и производство автоматизировано.

Есть уверенность, что пропаганда не проходит впустую. Когда берут лекарство, то излечение начинается сразу, как только принимают первую таблетку, но это незаметно; и также здесь: нужно говорить снова и снова, и каждый раз это помогает частично.

Ответы на отчет

Был получен отчет с собрания руководителей, к которому было приложено Ваше письмо, в котором отмечается, что несмотря на то, что прошло уже более двух месяцев, «все еще не сделано много в этой области».

Даже если бы были реализованы практически все предложения, которые были подняты на собрании, я сомневаюсь, было бы ли этого достаточно для восполнения всего, что необходимо в этой области, и тем более, когда я не нахожу в Вашем письме, что сделано хотя бы «чуть-чуть» в этой области…

Речь идет о руководителях и учителях тмимим и йерей шомаим, намерение которых – делать работу Вс-вышнего честно. Тем более удивительно, каким образом они могут оправдываться различными причинами – несомненно, истинными – и само собой, они могут успокоить свою совесть, и спать спокойно, говоря – «я сделал все, что я мог».

Разве так относятся даже самые занятые родители к своим сыновьям и дочерям которые не пришли домой вовремя? Разве мать сможет спать спокойно, когда она знает, что ее дети пошли спать, не поужинав, хотя это только ее бедность явилась причиной этого, а не ее лень? Ведь она не успокоится и не остановится, пока не найдет своим детям кусок хлеба.

И если в материальной жизни это так, и у родителей, которые простые люди, тем более и тем более, директор или учитель из Анаш, да будут они живы, что это человек возвышенный от народа, он не может удовлетвориться меньшим, когда идет речь о духовной пище и духовной жизни учеников, которых «они как будто породили».

Должно быть ясное сознание, что то, о чем говорили на собрании, это необходимо, и с этой точки зрения следует подходить к их решению.

Дух Хабада

Учитель в школе, который не хасид Хабад – следует приблизить его к Хабад, для того, чтобы он воспитывал учеников в духе Хабад. В случае, когда невозможно повлиять на учителя, и он портит, следует предпринять усилия, чтобы перевести его в другую школу (чтобы он не потерял место работы).