Обязанности и ответственность воспитателя
Живой пример. Знание Галахи. Стремление расти в воспитании. Повышение квалификации. Беседа учителей. Ставить цели. Врач души. Внутреннее воспитание. Каждый ребенок – станет великим в Израиле. Повторение пройденного. Оживить былой образ меламеда. Без перерыва. Отсутствие ученика. Учителя и воспитатели. Меламед – как сторож. Указание от Ребе Рашаба.
Живой пример
Воспитатель должен постоянно помнить, что он – живой пример для воспитанника. Поведение воспитателя – также между ним и его товарищами – сильно влияет как на развитие воспитанника и его душевные качества, и также на его ежедневное поведение. Большая часть воспитания зависит от вещей, которые воспитанник видит и слышит в воспитателе; ученик учится от живого примера гораздо больше, чем он учит на уроке.
Учитель должен чувствовать свою ответственность по отношению к воспитанию молодого поколения, и он должен помнить и он должен показывать живой пример во всех своих делах.
Воспитание должно быть «живым Шулхан Орухом». Воспитатель должен быть внимательным и точным в каждой и каждой Галахе, и тогда увидит это ученик и это произведет на него впечатление, и это будет воздействовать на него в течение всей его жизни.
Знание Галахи
Каждый учитель и воспитатель должен хорошо знать законы изучения Торы, законы воспитания, и законы меламдим, в Рамбаме и в Шулхан Орухе, и повторять их время от времени.
И вот несколько примеров:
1. Каждый шойхет должен время от времени повторять законы шхиты, чтобы они были привычны на его устах и в его сердце, чтобы он не забыл их (Рамо, Йоре дэо, начало п. 1)
2. Спрашивают и толкуют законы праздника за тридцать дней до праздника, каждый год заново (Псохим 6, 1)
3. Есть идея, что перед каким то делом он должен изучить этот вопрос в Шулхан Орух, хотя в общем, он знает эту галаху (см. Сефер Сихот 5704, стр. 92).
4. Известна история про Ребе Рашаба, что однажды его пригласили читать мафтир, и поскольку Ребе не готовился к этому, он вышел в боковую комнату, и там повторил гафторо для себя, и только после этого поднялся читать мафтир. И это, хотя он говорил эту гафторо каждый год.
И несомненно, что это так, когда речь идет о воспитании детей Израиля, что это есть ремесло Вс-вышнего. Меламед обязан знать насколько велика ответственность, которая лежит на нем по Шулхан Оруху.
И каждый раз, когда учат, видят новые вещи, которые не замечали прежде.
Стремление продвигаться вперед в воспитании
У меламеда и учителя обязательно должно быть стремление подниматься выше и продвигаться в воспитании. Когда есть такое стремление – у него есть хайус в его воспитательной работе; а когда такое стремление отсутствует, все становится обыденным и ослабляется. Меламдим должны задумываться время от времени об уровне воспитания, которое они дают ученикам, и обсуждать между собой, как улучшить и усовершенствовать более и более.
Воспитатель и учитель, который уже привык к своей работе, и в особенности – после многих лет работы – может воздействовать на ученика и дать ему гораздо больше, чем давал ему до сих пор, и он должен осознавать это, и использовать эту дополнительную возможность.
Повышение квалификации
Всегда есть возможность для совершенствования, и должно быть стремление к все большему и большему совершенству, чтобы все было как можно более совершенным.
Есть простой ремесленник, и в его работе можно найти множество изъянов, и есть ремесленник мастер и специалист, и дела его рук совершенны и прекрасны, и причина этого – поскольку он совершенствовался в своей работе, и всегда думает, как он может улучшить более и более.
Есть меламед, который честно делает свою работу и бережет время, но он не специалист и не профессионал в обучении и воспитании, и он должен стремиться стать лучше и совершеннее, как например – смотреть, как обучают профессиональные меламдим. И даже самый лучший профессионал может достичь еще большего совершенства.
Беседа учителей
Отношение между учителем и его товарищами, также вне стен школы, должно быть приличным и почтительным. Ученик чувствует это, и это имеет большое воспитательное воздействие. И то же самое – в отношении с директором.
Учителя должны обращать пристальное внимание на уважительный стиль разговора, когда они разговаривают между собой, и особенно – в присутствии учеников. И тем более – следует остерегаться, чтобы не унизить другого учителя перед учеником.
Иногда учитель не остерегается в уважении к своему товарищу – он называет его по имени, и также общий стиль разговора – это как дружеская беседа, без особых почестей. Когда ученик видит подобное поведение, это производит на него негативное впечатление. Ведь ученик не знает, что речь идет о двух друзьях, которые, может быть, и учились вместе в ешиве; он видит только, как взрослые и ответственные люди, на которых он смотрит снизу вверх, разговаривают таким образом.
В первые годы, когда Адмур Райац приехал в Америку, группа учеников училась в комнате, которая сейчас является «Центром по вопросам воспитания». Комната Ребе была на втором этаже, над этой комнатой. Однажды я был в комнате Ребе, и Ребе услышал, как один из воспитателей называет своего товарища по имени, без всякого почтительного обращения, перед учениками. Ребе сказал мне, что следует немедленно обратить на это внимание, для того, тчобы исправить положение, чтоыб не делали так. Хотя хасидим говорят между собой без почтительных обращений, но перед учениками нужно остерегаться в этом. Тем более, если ученики видят иногда некрасивые отношения между одним воспитателем и его товарищем, это производит на них очень негативное впечатление.
Ставить цели
Воспитатель должен с самого начала знать, чего он хочет от ученика. Он должен поставить перед собой цель, и, когда он достигнет этой цели, поставит перед собой следующую цель.
Подобно тому, как каждый челвоек должен требовать от самого себя каждый день достичь более высокой ступени (и вплоть до того, что сказали Разал, что каждый должен сказать «когда же достигнут мои дела дел моих отцов, Авраама, Ицхака и Яакова»), так же он должен привести ученика на более высокую ступень.
Врачеватель души
Обязанность учителя – знать, что учить с учениками и как. Подобно тому, как врачеватель тела должен дать больному нужное и правильное лекарство, также и учитель, врачеватель души – он должен дать ученику духовное лекарство – воспитание, подходящее для него, и в нужном количестве. Иначе – он изменяет, не дай Б-г, в своей работе, и он подобен врачу, который дает неправильное лекарство.
Меламед должен постоянно думать об ученике – что учить с ним, сколько учить с ним, и все – соответственно способности восприятия ученика.
Внутреннее воспитание
Должно быть внутреннее воспитание. Не достаточно изучения и приобретения знаний, но изучение должно приводить к практическому результату, в мысли, речи и действии.
Меламед должен стремиться вырастить людей, стремящихся к истине и людей действия.
Каждый ребенок – великий в Израиле
Нужно смотреть на каждого ребенка, как на великого человека в Израиле. Также Мойше рабейну был еврейским ребенком, и потом стал Мойше рабейну. Это зависит от воспитателя.
Повторение пройденного
Меламед, который говорил со своими учениками о каком-то предмете один раз или два – должен снова беседовать с ними об этом через некоторое время. И несколько причин для этого:
Возможно, ученики уже забыли об этом. Возможно, они не восприняли это достаточно серьезно. Ученики стали старше, соответственно, весь их подход изменился, «новые лица пришли сюда». Несомненно, они воспримут что то новое в этом, чего они не восприняли в первый раз. И также как это в изучении Торы, что из года в год мы понимаем и воспринимаем все лучше и лучше, и также обращаем внимание на новые идеи. Возможно, за это время добавились новые ученики.Вообще, нужно осознавать, насколько сильное влияние может оказать красивая беседа или история, которую ученик слышит из уст учителя. Кроме непосредственного воздействия, возможно, он вспомнит эти слова через несколько лет, и снова это окажет на него влияние и пробудит его.
Возродить прежнего меламеда
Не задумываются о том, как велика ответственность, возложенная на воспитателя и учителя. Правда, верят в это, но эта вера – как макиф. И как объясняется в хасидизме, идея «вор на пороге подкопа взывает к Вс-вышнему» (Брахот 63, 1, в Эйн Яаков), что вор, действительно, верит во Вс-вышнего, но он не живет этой верой.
Невозможно изменить положение в воспитании в один момент. Но тем не менее, нужно говорить и пробуждать об этом. «И когда говорят – в конце концов договорятся». Нужно говорить и обсуждать, как можно возродить прежнего меламеда, и следует продолжать эту деятельность, пока не сотрется слой пыли, которая собралась со временем…
Нет никакого сомнения
Воспитатель должен заниматься своей воспитательной деятельностью двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, и триста шестьдесят пять дней в году. Обучающий сына своего товарища Торе – как будто бы породил его, и подобно тому, как любовь матери к своему сыну никогда не прерывается, так же нельзя, чтобы был перерыв в воспитательной работе.
Если ученик не пришел в школу
Если ребенок не пришел в класс – воспитатель должен узнать в деталях, где он был и чем он был занят, и не следует полагаться на то, что родители разрешили ему не прийти в класс.
Родители и воспитатели
Задумываясь о внимании и заботе родителей о своем сыне, мы можем понять, насколько велика заслуга и ответственность, возложенная на того, кто обучает сына своего товарища Торе.
Родители хотят видеть своего сына здоровым во всех его органах. Они не удовлетворяются тем, что эти органы существуют, но они хотят видеть, что они работают правильно и совершенно. Подобно этому они не удовлетворяются одной трапезой в течение дня, и также заботятся о том, чтобы пища была хорошо приготовлена.
Родители, которые отдают своего сына учителю, ожидают полноценной заботы, ожидают, что учитель вырастит из их сына полноценную личность.
Меламед считается сторожем
Меламед подобен сторожу. Ответственность сторожа начинается с того момента, когда он взял на себя охрану, и до конца его смены, без перерыва, и если он не берег данную ему на хранение вещь некоторое время, и ее украли, он виноват и должен платить. И также здесь: воспитанник находится под ответственностью воспитателя все время, без перерыва. Каждый воспитатель должен быть проникнут сознанием этого.
Указание от Ребе Рашаба
Адмур Райац рассказывает в одной из своих бесед (сефер гасихойс 5705, стр. 44), что в 5672 г. он приехал, чтобы навестить своего отца, Адмур Рашаба, в Ментон, и хотя было много вопросов, касающихся общественной деятельности, но первый вопрос, который спросил его отец, был по поводу положения каждого и каждого из учеников ешивы Томхей Тмимим, и Ребе не удовлетворился общими сведениями, но хотел знать все в деталях.
Также отсюда указание, насколько нужно думать и беспокоиться о каждом ученике.