6. Быть еврейскими родителями - что это значит?

БЫТЬ ЕВРЕЙСКИМИ РОДИТЕЛЯМИ - ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Еврейские родители несут ответственность за существование Народа Торы. Именно они передают традиции следующему поколению — своим детям. И именно они — вместе с учителями — должны воплощать в себе идеалы Торы, быть во всем примером для детей. Но недостаточно только преданно следовать путями Торы. Чтобы умело обучать детей еврейским законам, внедрять в их сознание мировоззрение Торы, приобщать к ее ценностям, прививать черты характера, предписываемые ею, необходимо еще и обладать умениями и навыками хороших воспитателей.

Но родители — несовершенны, как и все люди. Как бы они ни стремились к идеалу, как бы ни хотели воплощать в себе все качества в соответствии с Торой, они неизбежно время от времени терпят неудачи. Порой у них все валится из рук, они раздражены и несдержанны, несправедливы к детям. Переутомление, стрессы, болезни способствуют проявлению всего самого худшего, что в них есть. Не всегда удается справляться все с новыми и новыми трудностями, и родители падают духом. Всего этого следует ожидать — такими создал нас Творец. Наша задача — стремиться к тому, чтобы стать лучше. Усилия, несомненно, принесут плоды, но несделанного всегда остается больше. Таков удел человека.

Неплохо помнить об этом и когда речь идет о воспитании детей.

Даже у самых талантливых воспитателей возможны неудачи. Но — ребенок взрослеет и сам начинает работать над собой, стараясь приблизиться к идеалу. Однако в зрелом возрасте человек может попасть в иную среду, чем та, в которой он рос. Его задача — найти себя в этих новых условиях, выйти на правильный путь. Поэтому неудивительно, что даже у любящих, умных, справедливых родителей могут вырасти дети, которые откажутся от истины и изберут дорогу, ведущую к саморазрушению. Врожденные качества человека тоже могут повлиять на выбор нежелательного направления. Например, если ребенок чрезмерно активен или, наоборот, с трудом сосредоточивается, негативная реакция учителей и ровесников на эти особенности может понизить его самооценку, способствовать формированию нежелательных качеств характера. И это несмотря на отличные воспитательные способности и умение родителей!

Но, хотя родители не могут ожидать от своих детей совершенства, они обязаны стремиться к нему. Ни одно из требований, выдвигаемых нашей Торой, не должно оставаться без внимания. И, безусловно, процесс воспитания должен сопровождаться духовным ростом самих родителей, их постоянной работой над собой. Так родители моделируют для детей здоровое отношение к собственным недостаткам и одновременно, помня о том, что возможности каждого ребенка ограничены, не ставят перед детьми нереальных целей, не толкают к выполнению того, что выходит за рамки требований Торы. Например, еврей обязан в меру своих способностей изучать Тору, но нельзя требовать от сына, чтобы он стал выдающимся знатоком Торы. И если он им не станет, это не повод хуже относиться к нему. Другое дело, если мальчик плохо учится по лени — тогда это действительно причина для беспокойства.

Следует всегда помнить, что гнев — плохой помощник в воспитании. В идеальной еврейской семье должны царить мир и радость. Даже если в доме трудные, шумные, капризные дети, всю воспитательную работу следует проводить последовательно и спокойно. Родителям необходимо побороть в себе природную склонность к гневу и нетерпимость. Надо избегать нервных вспышек, наводя порядок в доме. У тех, кто добивается успеха в работе над собой, воспитательный процесс проходит более гладко, их дети послушны и эмоционально уравновешены.

Любовь имеет в воспитании еще большее значение, чем дисциплина. Власть строится только на основе любви. Еврейским родителям присуща любовь к детям, но мало испытывать это чувство, следует непременно выражать его в повседневном общении. Любовь к детям проявляется не в подарках, развлечениях и сладостях, а во внимательном отношении, нежности, ласковой улыбке, словах поддержки и одобрения.

Является ли воспитание детей какой-то сверхчеловеческой задачей, с которой не в состоянии справиться обыкновенные родители? Нет. Все, что Ашем заповедал человеку, под силу ему[1]. Даже в большой семье, где растут разнохарактерные дети со своими особенностями и привычками, родители могут найти подход к каждому из них, время и силы для выражения своей любви и установления дисциплины. Невозможно каждому из них читать перед сном книжку, беседовать по пятнадцать минут в день или покупать все, что ему хочется, и, может быть, нет никакой необходимости все это делать. Если отец и мать предпринимают серьезные усилия для того, чтобы быть спокойными, твердыми, любящими родителями, они делают для своих детей самое главное. Мы все способны на это. Мы все можем стать настоящими еврейскими родителями. Но есть еще один важный момент. Крестьянин сажает растение, ухаживает за ним, но, чтобы оно выросло, необходимы щедрые, обильные дожди, а послать их может только Всевышний. Родители должны все время обращаться к Ашему, чтобы Он благословил их детей. Хазон Иш составил молитву, в которой родители выражают надежду, что их дети привяжутся к Торе всей душой, достигая, таким образом, величайшего успеха в жизни[2]. Это — именно тот успех, о котором мы говорили в самом начале книги. Он заключается в том, чтобы наши дети выросли хорошими евреями, в соответствии со смыслом и буквой Торы. И пусть Господь поможет нам направить подрастающее поколение на истинный путь:

Да будет Твоя воля, Ашем, наш Б-г, сжалиться над моим ребенком (имя), склонить его сердце к любви к Тебе, и к страху перед Тобой, и к желанию усердно трудиться над Твоей Торой. Устрани с его пути все препятствия, которые могут сломить это желание, и сделай так, чтобы все и вся на этом пути приближало его к Твоей Святой Торе.



[1] Дварим 30:12.

[2] Хазон Иш, Ковец игрот N74.

 

Запись опубликована в рубрике: .