Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Предисловие к 4 тому

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящем четвертом томе истории евреев «НАШ НАРОД» выдержан тот же стиль, применен тот же метод и преследуются те же цели, что и в первых трех томах данного труда, ставшего благодаря этому столь популярным в качестве учебника как для домашнего, так и для школьного обучения, чему свидетельствует тот факт, что он неоднократно переиздан (на англ, языке).

Этот том, как и предыдущие, характеризуется тем, что и в нем особо подчеркивается основной и единственно важный принцип, заложенный в нашей истории, а именно, – что ее можно понять в свете только одного фактора: Б-жественного Провидения. Без глубокого осознания этого, судьба нашего народа и его история останутся непонятыми.

Помещенный в конце каждой главы раздел «Проверьте свои знания» предназначен не только для обобщения пройденного материала и в помощь учителю в целях проверки, но также для того, чтобы особо подчеркнуть этот основной принцип.

Как и в предыдущих томах, и на этот раз автор избегал загромождать текст цифровыми данными и техническими деталями не очень большой важности. Вместо этого дана в приложении подробная и исчерпывающая таблица «Событий и дат». Кроме того, представлена в табличной форме «Цепь Преданий»; перечислены поколения основателей талмудических школ, таннаим и амораим, в Палестине и в Вавилонии; приведены имена «Десяти убиенных» и сравнительные данные обоих Талмудов. Весьма полезные географические карты и большое число иллюстраций способствуют тому, чтобы настоящая работа была столь же интересной, сколько и поучительной.

Автор выражает свою признательность Мерказу Л’иньеней Хинух, хорошо известному своим большим вкладом в дело еврейского воспитания, за его сотрудничество в издании настоящего труда.

Яаков Изакс

Тишрей, 5730 г. – сентябрь 1969 г. Бруклин. Н. И.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий том повествует об одном из наиболее важных периодов в еврейской истории и охватывает время от разрушения Второго Храма до образования западно-европейских еврейских общин. В политическом отношении это было в основном трагическое время. Исраель как независимое государство был сокрушен Римом, самой мощной в то время империей. Евреи в диаспоре – в рассеянных повсюду римских колониях и провинциях, в Аравии, Вавилонии, Кайраване – преуспевали в то время, но впоследствии также подверглись преследованиям и изгнаниям.

Однако евреи продолжают жить. Они каждый раз выходят победителями после перенесенных неимоверных страданий. Еще и еще раз доказано, что Израиль как народ способен выжить только благодаря своей непобедимой Торе, которую не в состоянии были отнять у него железные римские легионы, фанатичные персы или дикие орды мусульман. Новый центр Торы в Явне заново перестроил жизнь евреев на духовной основе. Явна стала центром навечно цементирующей духовной силы и неистребимым источником жизни еврейского народа, более долговечным, чем любая материальная основа, которыми являются для народа страна и государство.

Таннаим, амораим, сабораи и гаоним – все эти великие ученые и вожди помогали ковать непрерывную цепь преданий, являющуюся для еврейского народа объединяющей силой, способной пронизывать все области политической, социальной и культурной жизни евреев в условиях, которые встретятся им после того, как Б-жественное Провидение рассеет их по океанам и континентам вплоть до самых удаленных уголков света. Те группы, которые, как караимы и т. п., оторвались от этих вечных основ еврейского бессмертия, были потеряны, как и многие другие племена, народы и национальности, естественные корни и жизненные источники которых исчезли в потоке мировых исторических событий.

Поскольку еврейский народ существует и живет согласно его Торе и религии, он в силах выжить повсюду в диаспоре, пока Б-г найдет его достойным и готовым быть окончательно вызволенным из галута, чтобы вновь объединить в одно целое страну, народ и Б-жественную Тору.