Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

158. Евреи вне Палестины

158. ЕВРЕИ ВНЕ ПАЛЕСТИНЫ

В ЕГИПТЕ

Нам представился случай упомянуть, что еврейская колония в Египте значительно выросла при некоторых дружественных царях Птолемеях. Евреи имели даже свой собственный храм, «Храм Хоньи», названный так по имени его сторителя Иоханана, или Хоньи, внука Шим’она Праведного. Хонья бежал в Египет, где он был дружественно принят царем Птолемеем Филометром, который рассчитывал приобрести благодаря ему некоторое влияние на внутренние дела Палестины. Однако такая возможность никогда не представилась. Хонья остался в Египте и был в прекрасных отношениях со своим дружески к нему расположенным покровителем. Он был даже назначен полководцем египетской армии. Через несколько лет после прибытия в страну Нила Хонья попросил разрешение воздвигнуть отдельный храм для еврейской колонии в Египте. Он имел этим в виду обслуживать религиозные нужды местных евреев, которые были слишком далеки от Бет-Амикдаша в Иерусалиме, чтобы иметь возможность совершать туда паломничества трижды в году, как предписано.

Царь Птолемей дал на это свое согласие Хонье, и тот воздвиг прекрасный молитвенный дом вблизи города Гелиополиса. Относительно недавно только были обнаружены археологами части этого прекрасного храма. Шедевры художественной мозаики и стекла принадлежат к лучшим памятникам древнего еврейского искусства.

Несмотря на твердую веру и упорную приверженность к религии своих предков, евреи Египта охотно впитывали культуру своего нееврейского окружения. Евреи Египта занимали ключевые позиции в международной торговле. Их трудолюбие и мастерство доставляли им достаточно средств, чтобы иметь возможность посвятить много времени образованию, наукам и искусству, и они отличались в любой области культурной жизни.

Однако зависть к растущему богатству евреев вскоре восстановила низшие классы в Египте против них. Руководила ими в их выступлениях против евреев презренная группа юдофобов, среди которых был и знаменитый ученый Апион, распространявший всякого рода небылицы под видом «научных исследований». Он утверждал, что евреи молятся голове обезьяны, и что они убивают каждый год откармливаемого ими грека. Дальше он заявляет, что все евреи обязаны якобы дать клятву, что они будут ненавидеть всех неевреев, особенно греков. Апион распространил много подобной глупой лжи, повторяемой часто антисемитами на протяжении веков.

Другим лжеученым, нападавшим на евреев и на иудаизм, был египетский историк Мането. Одной из его злобных лживых утверждений было, что якобы Б-г не освободил евреев из египетского рабства, а сам фараон выгнал их из Египта, потому что они были поражены проказой (?!).

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЕВРЕЕВ В ЕГИПТЕ

 Антисемитские чувства постепенно росли в сердцах египтян и грозили взрывом в любой момент. Насилия над евреями были предотвращены только благодаря сильной руке египетских властей, хорошо расположенных к своим поданным евреям. После того, как римляне захватили Египет, и особенно при правлении безумного императора Калигулы, ненависть коренного населения к евреям дошла до того, что в столице Египта Александрии были организованы систематические погромы. Чернь преследовала евреев, проживающих в четырех районах города, оскорбляла их, грабила их дома, жгла синагоги и на их место устанавливала статуи римского императора для публичных жертвоприношений и молений. Калигула был очень доволен этими преследованиями евреев и честью, оказываемой его статуе. Он сам издал приказ, чтобы в дальнейшем еврейские общины устанавливали его статуи во всех молитвенных местах и молились ему как богу. На римскую армию была возложена обязанность устанавливать повсюду бюсты императора и следить за тем, чтобы евреи оказывали им должное почтение. Евреи пришли в ужас и послали специальную делегацию из почтеннейших представителей в Рим с просьбой убрать эти бюсты из синагог. Но говорить об этом с умалишенным Калигулой было совершенно бесполезно. Он настаивал на своей божественности и неповиновение его приказу считал личным себе оскорблением и государственной изменой. Только после его смерти, когда римским императором стал более разумный Клавдий, статуи сумасшедшего Калигулы были убраны из синагог Александрии.

ФИЛОН ИУДЕЙ

Во главе делегации, посланной в Рим евреями Александрии, стоял знаменитый еврейский философ Филон. Он происходил из одной из знаменитых семей еврейской колонии Александрии. Его брат был главным налоговым инспектором одной египетской области. Сам Филон получил высшее еврейское и светское образование и стал величайшим еврейским ученым в Египте. Особенно увлекался он греческой философией. Он пытался доказать, что философские воззрения Платона фактически содержатся в Библии. Путем применения метода аллегорических объяснений законов и этического учения Торы он пытался найти согласованность между верой Торы и греческими философскими идеями. Хотя сам он был тверд в своей вере как еврей, он все же, к несчастью, содействовал ослаблению традиционной еврейской религии.

Труды Филона имели большое влияние также и на развитие христианской философии, которая появилась вскоре. Основатели христианской церкви охотно переняли его этические учения и освоили его методы. Вплоть до нашего времени можно проследить частичное влияние Филона на христианскую философию. Только значительно позже стали его греческие труды известны в некоторых еврейских кругах и имели некоторое влияние на еврейских философов Испании и арабских стран.

Своим еврейским братьям Филон проповедовал традиционный иудаизм. Он настаивал на строгом соблюдении всех заветов, и сам регулярно читал еврейской общине лекции об этических требованиях Торы. Между прочим, среди постоянных слушателей его проповедей было также значительное число и неевреев, и они были глубоко тронуты чистотой и высокой моралью еврейской религии. Поэтому мы находим весьма много герей цедек, истинных прозелитов, в дни Филона и после него. Их привлекло его толкование иудаизма и они пристали к еврейской религии.

Для нас, все же, личность Филона будет всегда запятнана тем, что его труды во многих случаях подорвали традиционное толкование Торы и безграничную веру в Б-жественный закон, представляемый ею. Несмотря на свои добрые намерения, Филон был причиной ассимиляции многих египетских евреев.

ЕВРЕИ В РИМЕ

Как и следовало ожидать, растущее значение Рима как новой мировой столицы неизбежно должно было привлечь к себе большое число евреев, помимо тех, которые были приведены сюда в плен на различных этапах владычества Рима на Среднем Востоке. Во время Архелая уже проживало в Риме около десяти тысяч евреев, пользовавшихся всеми правами и привилегиями римского гражданства. Они пригласили к себе некоторых великих ученых из Святой Земли, чтобы жить среди них и вести по пути истинной еврейской традиции их вновь образованные и быстро растущие общины. Так что, когда кто либо из таннаим посещал Рим с особым заданием к императору, он рассказывал по возвращении в Иудею о процветающих общинах в Риме и об их правоверных и ученых руководителях. Даже весьма многих знатных семей высших классов римлян очень привлекала духовная чистота и высокий моральный уровень еврейской религии. В те дни Рим был уже захлестнут многочисленными языческими культами и мистериями, а также национальными божествами и идолами, привезенными со всех частей света. Однако более разумные люди отвернулись от языческих низменных и унизительных ритуалов, и они искали Правду. Их пленила простая и в то же время возвышенная вера и мораль еврейской религии. И поэтому число прозелитов среди римских нотаблей было относительно велико.

С другой стороны, эта тяга знатных римлян к еврейской религии привела к тому, что многие известные римские руководители именно в этом и обвинили евреев. Они видели в еврейской религии угрозу их собственной вере, несмотря на то, что евреи всегда относились отрицательно к прозелитизму и отговаривали от этого желающих перейти в иудаизм. Даже такой человек, как известный юрист и второстепенный философ Цицерон, который считается величайшим оратором всех времен, дал волю своим недобрым чувствам против еврейской общины в Риме. Это неизбежно должно было иметь плохие последствия для будущего еврейской колонии в столице и в крупных поселениях и городах римской империи.

ЕВРЕИ В ВАВИЛОНИИ

 Число евреев, эмигрировавших в страны парфянской империи, в бывшие вавилонские страны, было еще больше, чем число евреев, эмигрировавших в Италию. Главные еврейские поселения были в Неардее и Нисибисе (Нецивине), ставшие в дальнейшем основными городами, в которых изучался Талмуд. Там были наиболее процветавшие академии, которые способствовали монументальной разработке Талмуда бавли, Вавилонского Талмуда.

Из парфянских стран евреи эмигрировали в Адиабен, страну, расположенную вблизи реки Тигр. В столице этой страны была образована большая еврейская община, попросившая помощи Святой Земли в части обеспечения ее духовным руководством. Для этого еврейские ученые Святой Земли снеслись с царским домом Адиабена. Их мудрость произвела такое большое впечатление на царя и царицу, что они серьезно подумывали о принятии еврейской религии. После смерти царя, царица Елена и оба ее сына, молодой царь Изат и принц Мунибаз, предприняли этот серьезный шаг, и всю свою жизнь прожили примерными Б-гобоязнными евреями и хорошими филантропами. Царица Елена и Мунибаз, который стал царем Адиабена после смерти его брата, прославились своими дарами Бет-Амикдашу. М и ш н а упоминает их среди тех, добрая память о которых останется в еврейском народе. Царица Елена провела в Иерусалиме несколько лет, в течение которых она завоевала любовь бедных и больных за ее щедрые дары еврейской стране, серьезно пострадавшей от голода. Перед самой своей смертью она построила очень красивый мавзолей для ее семьи, в котором были похоронены она и ее сын, царь Изат. Царь Мунибаз был также богобоязненным правителем, раздававшим все свои богатства и сокровища бедным и нуждающимся Святой Земли и своей собственной страны. Когда его родственники упрекнули его в растранжировании больших богатств, накопленных его предками, он ответил на свой лад: «Верно, мои предки накопили сокровища здесь на земле, я же накапливаю сокровища на небесах. Их сокровища не приносят плодов; они еще требуют, чтобы их охраняли. Мои же – приносят богатые плоды и охраняют меня. Мои предки собирали золото и серебро, а я спасаю ими жизни». Этот рассказ показывает какое глубокое впечатление еврейские учения произвели на правителя этой отдаленной страны.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Что вы знаете о Храме Хоньи, Апионе и Мането? (Стр. стр. 192–193).

2. Каково было положение евреев в Египте после того, как эта страна стала частью римской империи? (Стр. 194).

3. Что вы знаете о Филоне Иудее? (Стр. 195).

4. Каково было положение евреев в Риме? (Стр. 196).

5. Где находятся города Неардеа и Нецивин? (Стр. 197).

6. Что вы знаете о царском доме Адиабена? (Стр. 198).

7. «Мои предки накопили сокровища на земле, я же накапливаю сокровища на небесах». Кто сказал это и по какому поводу? (Стр. 198).