Думал я про то, что мы читали сегодня с утра. Не очевидно, что Маниту прав. Интересно, но не очевидно абсолютно. Я бы сказал так, что есть понятие «душа» и есть понятие святости.
Есть понятие здорового образа жизни. Если мы говорим на уровне здорового образа жизни, то, конечно, Маниту прекрасен. Тот самый уровень нефеш, о котором мы так любим говорить, т.е. на уровне нефеш это прекрасно. Вопрос ктуша, святости. Если мы только хотим достичь здорового образа жизни, то Маниту прекрасен, а если мы хотим достичь какой-то непонятной составляющей, которая называется ктуша, то тут совершенно непонятно. Это вопрос на засыпку, я обдумываю его. Поэтому я сейчас решил прочитать 2 текста, которые абсолютно противоположны друг другу. Начну с того, который помягче.
Мы продолжаем читать статьи рав Кука. Статья называется «Крошки со стола». Какие-то ворты рав Кука.
"Ноам ашем". Что такое ноам? Святость. Что такое святость? Ноам означает приятность.
Это посук, стих в 90-м псалме. «Да будет ноам, некоторая составляющаяб которая называется ноам Всевышнего над нами". Может быть, из контекста можно понять.
Свет (давайте пока условно переведем) приятности Б-га излечивает мир от всех его болезней.
Приходит какой-то свет сверху, который действует как наркотик, и человек не чувствует никакой боли. Этот свет называется ноам ашем. Вдруг человек не чувствует, что ему больно. Он излечивает все его болезни. Отдаление от этого света приводит мир к постоянному сокрытому гневу.
Т.е. оказывается, в тот божественный свет, который, как мы сказали сегодня с утра, ассоциируется с йошер, с прямым светом, со светом имени Гавайя, у него есть еще одно свойство, что он излечивает человека и мир от всех его страданий.
Когда человек отдаляется от этого света, он полон гнева. Он постоянно гневается на себя самого, на свое бытие, на все. Он противоречит самому себе. И поскольку он не находит цели для жизни вообще, поэтому он плывет по течению. Он руководствуется необходимостью, которая управляет им против его сознания.
Или человек чувствует какую-то божественную приятность, какой-то божественный свет, который как лекарство, либо он злой на себя и на других и управляется только необходимостью.