Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

21

У Левинаса есть контекст. Аристотелевская философия как бы не контекстная, а Левинасовская философия вся существует в контексте. Она не упала с Неба. Это очень соответствует тому, что мы говорим очень часто про иудаизм. Иудаизм – контекстный или не контекстный? Есть те, которые считают, что иудаизм и вообще религия, христианство – они бесконтекстны, и поэтому все, что написано, так и надо делать. А другие чувствуют контекст и говорят: «Нет, это было прекрасно 100 лет назад, а сегодня это совсем по-другому». Вопрос контекста важен.
Зашел вчера в местную бреславскую ешиву. Разговорился с одним знакомым парнем (20-25 лет) насчет философии Левинаса. Говорю, что «Бог сгорел в печах Освенцима», и невозможно сейчас верить как до Шоа. В глазах — искреннее удивление и непонимание… А у меня в голове звучит Галич: «Поезд уходит в Освенцим. Сегодня и ежедневно»…. Приходит молодежь, которая искренне ищет Бога. И что она получает? Рабби Нахман, рабби Нахман, рабби Нахман. Гемара, Гемара, Гемара. Катастрофа? — Какое это имеет значение? Все равно Бог всегда прав…
В своей первой книге, которую Левинас опубликовал на еврейскую тему в 1963 году «Тяжелая свобода», первая часть называется «За пределами патетики». И дальше приводится цитата из Раши: «Чтобы не заходили пьяными в Храм». Это Алаха (закон), которая появляется в Микра (в Пятикнижии) после истории двух сыновей Аарона, Надава и Авиу, которые зашли в Мешкан с чужим огнем, и погибли, когда вышел Огонь от Всевышнего. Эта Алаха – не приходить в храм в опьянении — это звучит как лейтмотив интерпретации иудаизма в писаниях Левинаса.
(Даниэль Эпштейн о философии Левинаса) «Только через атеизм человек достигает духовного понятия трансценденции». Не пройдя через атеизм, человек, другими словами, не может найти Б-га. Парадокс. Чтобы найти Б-га, нужен атеизм. «Это большая честь для Творца, который сотворил творение, которое объявляет о его существовании после того, как оно отрицает его, поскольку было в плену мифа и воодушевления». Великая слава для Творца, который сотворил творение, которое объявляет о его существовании после того, как оно отвергло его. Сказало: «Б-га нет». Почему? Потому что было в плену у мифа и воодушевления.
(Эпштейн о Левинасе) «В Талмуде подчеркивается двойной характер идолопоклонства. Тот, кто не знает настоящего Б-га, это половина проблемы. Атеизм лучше, чем мифическая религия. Монотеизм как бы строится на базе атеизма и включает его. Но только тот, кто пришел к сомнению, одиночеству и восстанию, способен его понять.» «Авраам был первым разрушителем идолов. Но недостаточно разбить старых идолов. Нужно еще, чтобы старое идолопоклонство не заменилось на новое. И эта проблема существует, эта опасность существует также в XX столетии. В дальнейшем Левинас должен бороться с этой опасностью, когда он видит, что великий разбиватель идолов Хайдеггер превратил бытие тоже в объект поклонения.»
Гива Ахувии сегодня. Разрушенный дом Меир Симхи После визита доблестной миштары и арабов-рабочих. Меир вчера сказал мне, что из дома украли все ценности и украшения Орки они и в африке орки Кто хочет помочь пишите в личку или в комменты или напрямую Меиру Ссылка на пейбокс Меира в комменте Из за границы можно мне на пайпал
Оцифровки Прекрасная беседа рава Карлебаха на гл. Беаалотха: Поколение Беаалотха. Не каждый, кто живет среди нас, является частью нашего поколения. Многие люди здесь крутятся, потому что они должны завершить какие-то вещи из предыдущих поколений. Различие поколений – это не различие между 60-летним и 10-летним. Различие поколений – это между тем, кто формирует мир, и тем, кто не формирует мир. Есть старые цадики, старые праведники. Они такие замечательные, сладкие, святые, но они не относятся к нашему поколению.