Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

(Даниэль Эпштейн о философии Левинаса)

(Даниэль Эпштейн о философии Левинаса)

"Только через атеизм человек достигает духовного понятия трансценденции".

Не пройдя через атеизм, человек, другими словами, не может найти Б-га. Парадокс. Чтобы найти Б-га, нужен атеизм.

"Это большая честь для Творца, который сотворил творение, которое объявляет о его существовании после того, как оно отрицает его, поскольку было в плену мифа и воодушевления".

Великая слава для Творца, который сотворил творение, которое объявляет о его существовании после того, как оно отвергло его. Сказало: «Б-га нет». Почему? Потому что было в плену у мифа и воодушевления.

Освобождаясь от чар мифа и экстаза, от религиозного опьянения, человек успокаивается, говорит: «Б-га нет, успокойтесь». Но интересно, что следующим этапом он говорит: «Б-г есть». И это парадокс. Левинас говорит: невозможно прийти к настоящей вере, не пройдя через отрицание.

"Великая слава Всевышнему, что создал того, кто может найти его и услышать его издалека, из расставания, то есть из атеизма".

Другими словами, он говорит: не надо бояться атеизма.

Когда задают вопрос: «Как человек должен относиться к мыслям о безбожии?», еретическим мыслям. Всегда это страшно для религиозного человека, есть много всяких объяснений. Классическое объяснение – что это ецер ара, это дурное начало, которое сбивает человека с толку. Он говорит: нет, это просто период взросления, нормально, атеизм – это часть пути к Б-гу, парадоксальным образом.

(линк на урок в комментах. Текст будет позже)