Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

09

Вчера вечером читали Ноймана — «Новая этика». Тема — голос «совести» и внутренний голос. Голос «совести» на самом деле это голос коллектива. Но человек уверен что это и есть его «настоящий» и «внутренний» голос. Как распознать? Хороший вопрос…
Бет мидраш это когда есть несколько мнений. Современный хасидизм это прекрасный пример, как эта «бет мидрашность» изымается из иудаизма. И, если говорить более широко — в тот момент, когда саддукеев, или ессев, или христиан — ранних — отлучили от бет мидраша — мы получили в результате современную версию иудаизма. Которая готова бесконечно копаться в мелочах, но по действительно важным вопрсам ей нечего сказать
Мы находимся сейчас на пороге нового года — время подведения итогов и время надежды на то, что следующий год будет не хуже. Традиционное еврейское благословение говорит «лебт ибер айор», букв. «пережить этот год», дожить до будущего года. Дай Бог всем нам «пережить этот год», и встретиться в добром здравии еще через год. Новый год это символ. Символ, мне кажется, надежды вообще. Символ того, что после того, как, кажется, все закончилось, «игра проиграна», есть продолжение, и есть новое начало. И все предшествующее становится только «подножием» и подготовкой к этому новому началу.
Закачивается год, и я хочу поблагодарить тех, кто сделал эти уроки возможными. Кто помогал и помогает морально и материально. Дай им всем Всевышний здоровья, радости и успеха. Особая благодарность тем кто регулярно помогает каждый месяц. Благодаря вам с Божьей помощью этот проект продолжается и развивается. Нам помогли в последний месяц: Лена и Борис — особая благодарность за ежемесячную помощь и поддержку, и за «подарок» на новый год. Да благословит Вас Всевышний во всех ваших делах! Оксана
Мозги относительно тела это «воды милости». Отсюда ясно что если люди интеллекта погружаются в диним (суд) они разрушают себя и не исправляют ничего Тора это «воды милости» относительно природного мира. Евреи это воды милости относительно остального мира. Мудрецы Израиля это воды милости относительно всего народа Израиля Гедалья = гдол-йуд-кей. Гдула это милость понятно. Он даже не верит что его хотят убить. С этой точки зрения толпа кричащая «распни его» это классический конфликт «тройки» и «семерки», «головы» и «тела».
В Хабаде очень любят стих «некейва тесовев гавер». Хабад объясняет этот стих в смысле поднятия малхут, но простой смысл этого стиха — что в последние времена женщина будет искать мужчину. Смысл стиха — это итарута дилтата, «женщина ищет мужчину» Хотя «обычный» порядок это когда мужчина ищет женщину. Но перед приходом Мошиаха будет обратный порядок, женщина будет искать мужчину. И это история Лота. Он там ваще ничего не делает. Это его дочери все делают. женщины, ищущие мужчину Собственно все это движение христиан, ищущих свой путь в иудаизм — это тоже на эту тему — «женщина ищет мужчину»
Говорили сегодня на уроке, что по большому счету Тора это «катнут», религия в общем это «катнут», детство человечества. И поэтому 200-250 лет назад начался этап взросления, и «подросток» уже не хочет ходить в «хейдер». Вся история путешествия по пустыне это детство. И Моше это тоже «учитель маленьких детей». Глобально вся история до нового времени это «детство». Возможно, «оставление хейдера» произошло слишком резко. Поэтому сегодня есть движение тшувы. Но еще большей ошибкой будет вернуться в «хейдер», вернуться в «штетл».
Напоминание тем, кто еще не.. Сегодня принято делать «выкуп капарот», и был бы более чем счастлив, если те, кто еще не сделали это — перечислили свои «капарот» на благое дело развитие нашего скромного проекта. Еще раз: не имеются в виду те, кто перечисляет ежемесячно и перечислили уже в последние 30 дней. Легкого поста и доброго приговора!
Йом Кипур прошел под мыслью а что если все что написано в книгах все правда, и только душа настолько запачкана что прчти не чувствует света (или грязи) Как бомж который год не моется привыкает к собственной вони и грязи? Потом пришла мысль из Штейнзальца, что главное воспринимать вещи всерьез…
Огромное спасибо всем кто откликнулся и помог проекту! (имена по порядку поступления, а не по суммам..) (фамилии я не указываю, потому что не знаю, насколько это удобно. В свое время меня просили не указывать фамилий, поэтому только имена) Канат Алекс Б. Лен Виталий Александр И. Павел Птахия Александр П. Ицхак С. Носон Светлана Яаков Ф. Виктория Ю. Марина Виктор С. Анжела Оксана Елена и Борис Ольга Людмила К. Лилия К Генрих (надеюсь что никого не забыл). Большое спасибо вам всем, благодаря вашей помощи наш проект видео-лекций продолжает существовать и развиваться. Здоровья и процветания в наступившем году!
А еще была странная мысль. Кто на самом деле молится? Душа или тело? И неожиданный ответ: душа она вечна, она всегда чиста и т.д А вот тело способно испачкаться, и годы идут, и здоровья не прибавляется. И время каждого ограниченно. Поэтому молиться нужно собственно в основном телу.
Еще одна «кипурская» мысль. Сегодня принято считать, что главное это любовь и радость. Цель жизни — наслаждение, максимум любви максимум радости.. Вопрос или это так для ребенка или же это также для взрослого? И ответ по видимому, что для ребенка да. Радость, игра это самоцель. Для взрослого? Рав Штейнзальц сказал что для взрослого главное «быть серьезным». Если взрослый стремится к «максимизации» любви и радости — наверное это говорит о том, что он все еще ребенок..
Pavel ‘Pasharome’ Vavilin навел на интересные аналогии (и типичные баги) между хасидизмом и христианством. Самым главным, и, безусловно, самым кровопролитным багом христианства является «теория замещения». Типа, раньше был народ Израиля. А теперь христианская община это «Новый Израиль». А кто отказывается в это верить тому будет плохо. Но в хасидизме (который рав Гинзбург как то назвал «тикуном» — исправленной версией — христианства) мы, увы, находим этот же баг. В Хабаде — Ребе обязательно праведник поколения. И книга Тания — самая главная и самая важная и самая самая вообще книга, написанная за последние 250 лет. И увы, на современном пост-советстком пространстве трудно найти что-то отличное от Хабада…
В праздник были интересные мысли об «акустической» логике иудаизма. Звук и свет — на самом базовом уровне это просто разные диапазоны частот. Высокие частоты — свет. Низкие — звук. Чему это соответствует в человеке? Я предположил, что это соответствует душе и телу. Или разуму и телу — что то же самое. Свет — это разум (как отмечает рав Назир. Правда он считает это чисто греческим разумом, считая еврейский разум «акустическим»). Если свет это разум, то звук это тело. Тело реагирует на звук, на музыку, на вибрации.
Теоретически и Хабад и Бреслав объявляют молитву основой всего. Однако в Хабаде человек приходит к молитве посредством углубленного размышления об устройстве миров. А в Бреславе молитва -это молитва на своем языке, из того мира, из тех проблем, из той боли которую переживает человек. Поэтому, кажется, на практике Хабад чемпионы по скоростной молитве. Просто потому что молиться «не с чем». И слова молитвы не всегда отвечают настроению молящегося. А Бреслав — сама суть бреславской религиозной практики это молитва. И существует множество книг и пособий как молиться как раскрыть свое сердце. Основной молитвенной книгой являются псалмы.
В иудео-христианской теологии веками обсцждался вопрос что хуже высокомерие или вожделение. Олнако двадцатый век дал неожиданный ответ: отчаяние хуже их обоих. Удивительно что рабби Нахман предвидел это 200 лет то того. Революция в России — это от отчаяния. Нацизм в Германии это тоже от отчаяния. Причем зачастую отчаяние может не иметь никакой реальной основы под собой