Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Мы находимся сейчас на пороге нового года - время подведения итогов и время надежды на то что следующий

Мы находимся сейчас на пороге нового года — время подведения итогов и время надежды на то, что следующий год будет не хуже. Традиционное еврейское благословение говорит «лебт ибер айор», букв. «пережить этот год», дожить до будущего года. Дай Бог всем нам «пережить этот год», и встретиться в добром здравии еще через год. Новый год это символ. Символ, мне кажется, надежды вообще. Символ того, что после того, как, кажется, все закончилось, «игра проиграна», есть продолжение, и есть новое начало. И все предшествующее становится только «подножием» и подготовкой к этому новому началу. Эта надежда, «тиква», «кав» в более широком смысле — это, наверное, смысл тшувы (покаяния) и смысл месяца тишрей. На одном из уроков мы говорили о том, что тишрей означает беспорядок. Беспорядок на «космическом», глобальном уровне. То есть Творец специально сотворил мир так, чтобы в нем не было порядка. Этот беспорядок, лежащий в основе мироздания есть основа тшувы. В мире «порядка» нет места для тшувы. В мире «беспорядка» есть. В мире «порядка» нет надежды на изменение и исправление. В мире беспорядка — есть. Действительно, мы должны стремиться «сделать из беспорядка порядок», но при этом сознание того, что мир «беспорядочен» по своей природе, и это не случайно, это намерение Творца — это то, что дает человеку силу исправить то, что он может и должен исправить. Возможно, то, что нуждается в исправлении больше всего в нашем поколении — это критика (один из последних уроков как раз об этом). Мы воспитаны в убеждении, что жесткая, безжалостная, нелицеприятная критика и самокритика — это самое лучшее. Но иудаизм, и особенно каббала и хасидизм раскрывают «обратную сторону» критики. Разум это критика. Мы живем в эпоху разума, что уже само говорит, что мы живем в эпоху критики. Но разум может быть как инструментом строительства, так и инструментом разрушения. Неумеренная критика легко может разрушить как отдельного человека, так и целый мир. И поэтому, как ни парадоксально, но кажется, тшува которая требуется от нас в этом году — это тшува отказа от критики. Даже когда критика кажется оправданной и очевидной — возможно, стоит последовать совету рава Соловейчика — что тот, кто играл в азартные игры (а критика это «азартная игра» та еще) — его тшува в том, чтобы выбросить игральные инструменты из дома. Недостаточно просто прекратить играть. Пока ты не выбросил карты (или игральные камни) из дома — ты еще не сделал полную тшуву — говорит рав Соловейчик. Возможно, аналогичным образом мы должны сказать, что «тшува от критики» это «выбросить игральные камни» — не критиковать даже тогда, когда это кажется оправданным и очевидным!