Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

08

Друзья! В последние два месяца мы проводим ежедневно два онлайна утром и вечером. Далее это поднимается в ютюб, и несколько сот человек могут видеть эти уроки ежедневно. Мне кажется принципиально важным предоставить слушателям максимально разносторонний взгляд на современный иудаизм. С акцентом на «современный» и «разносторонний». Поэтому на нашем канале вы встретите рава Соловейчика и Гешеля, Цейтлина и рава Кука, Шломо Карлебаха и рава Штейнзальца. Ибо, по словам рава Кука, «цельность находится лишь в общности народа Израиля». И «Тора Божия цельна, возвращает душу» — лишь тогда она «возвращает душу», когда она цельна. Мне представляется, что в этом смысле наш проект совершенно уникален в русскоязычном секторе онлайн-иудаизма
Мы пленники своего разума. А жизнь это совсем рядом, и она абсолютно нелогична Рав Кук говорит кажется об этой совершенно нелогичной и при этом абсолютно живой мудрости Есть такой Раши, который говорит что «северная сторона не закрыта. И когда человек говорит «я Бог» — ему отвечают — замечательно. Закрой северную сторону, тогда мы поверим что ты бог». Северная сторона — это сторона зла. Говорят человеку — если ты веришь что ты бог — ну давай, попробуй исправить северную сторону, попробуй исправить зло!
Герман Коген где то пишет, что человек должен одновременно находиться в настоящем и в будущем. Если так, то вера это наверное будущее, эмоциональный мозг. А настоящее это разум, рациональный мозг. Эмоциональный мозг не обязан быть точным. Поэтому можно верить что «Ребе жив» или «да будет отстроен Храм» — это не важно, важно что это дает человеку необходимую энергию. Но если находиться только в буудщем это значит что у человека нет настоящего. Он весь во сне, в мечтах о будущем. Которое никогда не наступит…
«Дурное начало» у мудрецов это как известно синоним сексуального вожделения. То есть, в сущности, дурное начало это творческое начало в человеке, как в буквальном смысле «плодиться и размножаться» так в абстрактном смысле — творческого начала в общем То есть, «обрезая» дурное начало мы «обрезаем» самые мощные и сущностные силы в человеке Если принять формулу добро == сознание, а зло == подсознание, и считать что бессознательное это 95 процентов личности получается что отвергая в себе «тень», она же «зло» она же «бессознательное» мы отрезаем 95 процентов личности
Если кому интересно — вот самые популярные уроки за последний месяц: Круглый стол по учению рава Кука. Алекс Бленд, Ицхак Ройтман, Павел Вавилин 2 авг 2021 Вера и личность. Как в поисках веры не потерять себя? Алекс Бленд, Ицхак Ройтман, 8 июля 2020 Шагар. Религия и мистика в эпоху постмодерна. Кризис и свобода. Ицхак Ройтман 23 июля 2021 Баалей тшува и геры — на стыке между мирами. Ицхак Ройтман 4 авг 2021 Шломо Карлебах. «Врата Времени». Как падать. Ицхак Ройтман 30 июля 2021 Гешель, «Бог ищет человека». Забытые вопросы. Ицхак Ройтман 21 июля 2021
Вера сверх меры уничтожает мир. Не только ложная вера, но даже истинная вера, когда она воздействует на душу индивидуума и общества сверх меры, которую она должна воздействовать, так, чтобы сочетать свою силу («лемазег»- смешать с водой) с остальными силами души, духовными и практическими, она размывает мир (цитата из книги рава Фрумана. Источник — рав Кук, «Света веры», стр. 47)
На самом деле весь утренний онлайн можно выразить одним словом: масштаб проблем. В этом суть Или масштаб проблем это молитва, кошер, семейная чистота, работа над своим эмоциональным миром и т.д. Или… В конечном счете эти все замечательные понятия загоняют человека в «песочницу» (в программистском смысле). В некую условную реальность. И как результат — в настоящей «большой» реальности человек не способен действовать, а только вредит Мы вчера с кем то обсуждали, что одним из первых действий рава Кука было разрешение обрабатывать землю в «седьмой год». Почему? Потому что он был на уровне масштаба проблем нации. Сегодня, увы, нет таких.
(продолжение) В современном ортодоксальном иудаизме такой «универсальной мерой, таким «эталонным метром» является, извините, фаллос. Все остальное — в сравнении с этой «универсальной мерой всего». Не верите? Когда один уважаемый рав говорит, что основная проблема поколения это «пгам брит» (=онанизм) и даже поллюция, я извиняюсь, это тоже большая проблема.. А другой не менее уважаемый раввин видит главную поблему в гомо-лесби и трансгендерах — то вопрос не в том правы они или нет. Вопрос в том, что на все остальное они смотрят через эту «фаллическую» призму. Служить в армии? — не дай Бог! Ведь там можно увидеть женщин не дай Бог! Работать? Упаси боже! Изучать светскую науку? Это ваще кфира, и опять же проблема «оберегания глаз» (в смысле не увидеть чего то неприличного не дай бог…)
Как мне понять, или Тора с небес и Моше получил всю Тору с Синая. Или Тора с земли, и это процесс развития, растянувшийся на тысячелетия? Это вообще принципиально? На последний вопрос отвечает Смадар Шерло в книге «Кто подвинул мой иудаизм». Ответ: сегодня это не принципиально. Все схоластические споры о «принципах» иудаизма — это было интересно вчера. Сегодня уже нет (я думаю сегодня с утра будем читать ее книгу). Что касается первого вопроса то ответ очень прост, и он отнюдь не схоластичен. «Истинность» и «Божественность» вечность Торы на самом деле сводится к одному — к релевантности. Если Тора сохраняет свою релевантность для меня и для моего поколения — то она вечна и бесконечна и истинна. А если нет — какая в сущности разница как она сюда попала?
Один из мотивов Пятикнижия: каждый кто подходит слишком близко к Богу погибает. «Мы все умрем» говорят сыны Израиля Моше. Это как то было в бэкграунде но никогда не актуализировалось. Но вот на днях начали учить книгу Цви Марка «Мистика и сумасшествие». И все стало на места. Человек приближающийся к Богу больше чем он достоин — умирает. Сердце его умирает. Он или входит в депрессию. Или сходит с ума. Что отсюда следует? Во первых то, что кто бы ни составлял Писания — это были люди обладавшие высочайшим духовным постижением.
Вся идея дарования Торы — Ребе подчеркивает это постоянно — это «И опустился Всевышний на гору Синай». Тора дана внизу. Здесь в этом мире. В контексте сегодняшнего урока становится ясно, о чем речь: или смысл Торы подняться на небеса. Или же смысл Торы -здесь внизу. И Ребе однозначно говорит, что в этом поколении Тора дается здесь, внизу. А тот кто ищет Тору наверху — может это было и правильно до Дарования Торы. Но не сейчас
Мы сегодня с утра читали Бонди о Гешеле. Он ставит по сути принципиальный вопрос: или я современный человек интересующийся традицией. Или же я хочу полностью «погрузиться» в религию. В зависимости от ответа на этот вопрос будут все остальные вещи. Сущность человека не меяется. То что заложено с детства остается на всю жизнь. Так же как Гешель по сути остался тем кем он был в детстве — глубоко религиозным человеком — так, по видимому и мы — по сути остаемся людьми светскими, пытающимися «примерять» на себя религию. И поэтому следует двигатьяс медленно и осторожно и если что то встречает противодействие внутри — остановиться и подумать еще раз хочу ли я на себя это брать