Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

07

«Кто поднимется на гору Бога». Люди не понимают. «гора Бога» это «гора» а не равнина. И чем выше поднимаешься чем тяжелее дышать. И можно упасть в ущелье фанатизма, разлом депрессии, море тшувы и проч. Кто-то падает, кто-то разбивается насмерть. Кто-то становится инвалидом на всю жизнь. Те кто ходят по равнине думают что это прогулка Но, как поет Высоцкий «лучше гор могут быть только горы». Тот, кто один раз поднялся, вдохнул этого горного воздуха, все равно будет стремиться снова туда. Но учите же людей! Дайте им нормальное снаряжение а не мантры «Бреслав» или «Мошиах» или что-то в этом роде!
Прочитал Город на Холме Rina Gonzalez Gallego и заодно «Белое на черном» Рубена Гальего. Кажется они все об одном (собственно, Солженицын тоже кажется об том) — о древнейшем инстинкте «свой-чужой». А сегодня видел потрясающие стихи: «Я предам завтра. Но не сегодня» погибшей подпольщицы. И они о том же. Солженицын не обманывается насчет себя — если бы я был там, среди «голубых фуражек» — я бы вел себя точно также Свой-чужой. Базовый стадный инстинкт. Если я «чужой» — имею ли я вообще право на жизнь? Имею ли я право быть «другим»? Может правильно сдать меня в «дом престарелых» на смерть? — это красной нитью в книге Рубена. Поэтому никто не сопротивляются. Понимают, что они «другие». И это то что им «положено».
Лошади едят овес и сено. Точка. Тема такая есть в хасидуте. Про людей и лошадей. И — «лошади едят овес и сено»…. На «научном» языке это называется «зэра адам и зэра бейма». Стих такой: «И я посею их в земле. Семенем человеческим и семенем скотским» Для разнообразия в хасидизме говорится, что «люди» и «лошади» это не евреи и гои… А что то еще… «Зэра адам», «семя людское» — объясняется в хасидизме что это души Ацилут. Возвышенные, праведные души. А «семя скотское» это души БИА (брия, йецира, асия). Обычные, «средние» души.
Я не говорю о Боге ничего. Я не даю ему определений. Он не какой то дедушка, о котором рассказывала мне воспитательница в детском саду, у которого есть личность и он хочет то, хочет это.. Для меня Бог это халал пануй, «первичный вакуум» (#Рав_Фруман)
Еще ворт от рава Амиталя: он любил повторять своим ученикам: «я люблю почет». Что он хоте этим сказать? Что я нормальный живой человек, не ангел. И вы тоже не стройте из себя ангелов. Не пытайтесь «аннулировать» свою гордыню, она вернется только в еще худшем виде