Лошади едят овес и сено. Точка.
Тема такая есть в хасидуте. Про людей и лошадей. И - "лошади едят овес и сено"....
На "научном" языке это называется "зэра адам и зэра бейма". Стих такой: "И я посею их в земле. Семенем человеческим и семенем скотским" Для разнообразия в хасидизме говорится, что "люди" и "лошади" это не евреи и гои... А что то еще...
"Зэра адам", "семя людское" - объясняется в хасидизме что это души Ацилут. Возвышенные, праведные души. А "семя скотское" это души БИА (брия, йецира, асия). Обычные, "средние" души.
Чем отличаются одни от других? В хасидуте говорится, что у "людей" есть "даат Элокут". "Знание Бога". А у "скотов" нет "знания Бога".
Слово "знание" нуждается в пояснении. "Даат", "знание" всегда означает "аргаша", чувство. Интуиция. "Знание Б-га" означает Б-жественная интуиция.
До сих пор теория хасидизма.
Мне почему то хочется перевести это в очень практическую плоскость. "Даат Элокут" это ощутить в другом (и в себе) "Целем Элоким", Б-жественную искру и Б-жественную свободу.
А если эта Б-жественная искра еще не раскрылась во мне - я все равно буду насиловать "другого" и себя тоже. Ясно что есть много градаций насилия. Но так или иначе - или свобода или насилие. Пока "Даат Элоким", или "Целем Элоким" не раскрылся во мне (а может и не раскроется - судя по теории хасидизма - это удел лишь самых высоких душ) мой удел насиловать и быть изнасилованным (извиняюсь за грубость)
К количеству прочитанных текстов - не важно, религиозных или светских - это имеет мало отношения.
К страданию это имеет много отношения. Любят говорить "путь Торы или путь страданий". Не так. Если путь Торы это путь страдания - тогда путь Торы исправляет человека. Иначе он остается "скотиной", "ослом обложенным книгами" и тд.
* А, про овес (и сено). Человек должен знать, где он "держит". Если он "лошадь" то и пища должна быть лошадиная. Другими словами, он должен "питаться" идеями и делами этого мира. А не стремиться усесться с лошадиными копытами за барский стол. Не на пользу ему эта пища. Только заморочит ему голову, и вообразит что он "человек". Или еще даже ангел.
Я про то, что не надо увлекаться сверх меры мистикой (любой) и хасидутом (любым). Не на пользу оно лошадям.
"Бей лошадей, чтобы знали что они лошади" - рав Ицхак Гинзбург считает, что в этом вся суть хасидизма Хабад