Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Лошади едят овес и сено

Лошади едят овес и сено. Точка. Тема такая есть в хасидуте. Про людей и лошадей. И — «лошади едят овес и сено»…. На «научном» языке это называется «зэра адам и зэра бейма». Стих такой: «И я посею их в земле. Семенем человеческим и семенем скотским» Для разнообразия в хасидизме говорится, что «люди» и «лошади» это не евреи и гои… А что то еще… «Зэра адам», «семя людское» — объясняется в хасидизме что это души Ацилут. Возвышенные, праведные души. А «семя скотское» это души БИА (брия, йецира, асия). Обычные, «средние» души. Чем отличаются одни от других? В хасидуте говорится, что у «людей» есть «даат Элокут». «Знание Бога». А у «скотов» нет «знания Бога». Слово «знание» нуждается в пояснении. «Даат», «знание» всегда означает «аргаша», чувство. Интуиция. «Знание Б-га» означает Б-жественная интуиция. До сих пор теория хасидизма. Мне почему то хочется перевести это в очень практическую плоскость. «Даат Элокут» это ощутить в другом (и в себе) «Целем Элоким», Б-жественную искру и Б-жественную свободу. А если эта Б-жественная искра еще не раскрылась во мне — я все равно буду насиловать «другого» и себя тоже. Ясно что есть много градаций насилия. Но так или иначе — или свобода или насилие. Пока «Даат Элоким», или «Целем Элоким» не раскрылся во мне (а может и не раскроется — судя по теории хасидизма — это удел лишь самых высоких душ) мой удел насиловать и быть изнасилованным (извиняюсь за грубость) К количеству прочитанных текстов — не важно, религиозных или светских — это имеет мало отношения. К страданию это имеет много отношения. Любят говорить «путь Торы или путь страданий». Не так. Если путь Торы это путь страдания — тогда путь Торы исправляет человека. Иначе он остается «скотиной», «ослом обложенным книгами» и тд. * А, про овес (и сено). Человек должен знать, где он «держит». Если он «лошадь» то и пища должна быть лошадиная. Другими словами, он должен «питаться» идеями и делами этого мира. А не стремиться усесться с лошадиными копытами за барский стол. Не на пользу ему эта пища. Только заморочит ему голову, и вообразит что он «человек». Или еще даже ангел. Я про то, что не надо увлекаться сверх меры мистикой (любой) и хасидутом (любым). Не на пользу оно лошадям. «Бей лошадей, чтобы знали что они лошади» — рав Ицхак Гинзбург считает, что в этом вся суть хасидизма Хабад