Прочитал Город на Холме Rina Gonzalez Gallego и заодно "Белое на черном" Рубена Гальего

Прочитал Город на Холме Rina Gonzalez Gallego и заодно "Белое на черном" Рубена Гальего.

Кажется они все об одном (собственно, Солженицын тоже кажется об том) - о древнейшем инстинкте "свой-чужой".

А сегодня видел потрясающие стихи: "Я предам завтра. Но не сегодня" погибшей подпольщицы. И они о том же.

Солженицын не обманывается насчет себя - если бы я был там, среди "голубых фуражек" - я бы вел себя точно также

Свой-чужой. Базовый стадный инстинкт.

Если я "чужой" - имею ли я вообще право на жизнь? Имею ли я право быть "другим"? Может правильно сдать меня в "дом престарелых" на смерть? - это красной нитью в книге Рубена. Поэтому никто не сопротивляются. Понимают, что они "другие". И это то что им "положено".

А дальше только вариации. У Рины это Нетурей Карта. Если ты отличаешься от "своих" - одеждой, видом, умом - ты автоматически "чужой". И тебя можно бить, насиловать уничтожать.

Если ты араб а я поселенец - я могу тебя убивать. Если ты поселенец а я араб - я тоже могу тебя спокойно убить без угрызений совести.

Рефлекс такой. В тот момент, что ты арестован - ты "чужой". И правила для "своих" на тебя не распространяются.

Очевидно, с нацизмом то же самое.

Опять же две стороны - как палач смотрит на жертву = обесчеловечивая ее в своих глазах. И как жертва смотрит на палача (или на насильника) - оправдывая то, что происходит.

Если кто-то скажет что это тема Исхода - очевидно да.

Первое что требуется от "жертвы", от "другого" - поверить в себя.

В этом смысле иудаизм, кажется, первым в истории призвавший проявлять "милость к падшим" - это величайшее нравственное событие в истории. И Христианство, в лучших своих образцах развившее эту же идею.

Но можно использовать и иудаизм и христианство как очередной способ метить "свой-чужой". Ты не веришь в "моего" Ребе. Или ты гер. Или вообще "гой". Или "светский".

Не будем наивны, граница свой-чужой всегда есть. Тогда что? Способен ли я остаться "человеком" по отношению к "чужому". И насколько? Какую подлость я готов совершить к тому, кто для меня "чужой" а какую еще нет? "Я предам завтра, но не сегодня"

* В Тании сказано что в сердце есть бесчисленное множество ступеней. Это все ступени сердца - насколько я способен раскрыть свое сердце "чужому", другому, отличному от меня. И насколько я способен его не видеть, не слышать, не замечать.

Может ли это быть постигнуто иначе чем через боль? Мясную, физическую боль?

Запись опубликована в рубрике: .