Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

25

Мы сейчас много говорим о «природной морали» и что иногда избыточная религиозность может разрушить этот тонкий «озоновый слой» природной морали. Проснулся с мыслью — не знаю оправдана ли подобная аналогия или нет, может быть, кого-то такая аналогия даже обидит — но по своему эффекту, кажется, подобная «насилующая личность» тшува ничем не отличается от изнасилования в буквальном смысле. Rina Gonzalez Gallego как-то процитировала одного «уважаемого» раввина, который «в упор не замечает» проблемы в педофилии. «Ну что такое ему уже сделали»? — удивляется «уважаемый» раввин?
Есть еще один момент. Кажется, Йонатан Сакс пишет о таком диалоге, который был у него с одним уважаемым профессором: — «у вас в иудаизме так много говорится о грехах» — сказал профессор. — Да. Но у нас в иудаизме также есть прощение — ответил рав Сакс… Тут есть проблема. Переходя из «светского» состояния в религиозное, делая тшуву, мы очень быстро усваиваем понятие «греха». И с большим трудом усваиваем понятие «прощения». В этом смысле религиозные с детства они другие. У них понятие «прощения» билт-ин с детства. Понятие греха приходит значительно позже…
Рав Шимшон Рафаэль Гирш, в своем комментарии на Тору (Берейшит гл. 18) говорит: Весь этот диалог (Авраама с Вс-вышним по поводу Содома), если можно это назвать так, когда прах и пепел дерзает обратиться к Б-гу, основываясь на чувстве справедливости в его сердце, и также Вс-вышний кивает ему головой в знак согласия, это верное свидетельство, что этот внутренний голос, призывающий к суду и справедливости, это голос Б-га. Хотя мы прах и пепел, мы вышли из праха и возвратимся в прах, но не все в нас прах и пепел, но в нашем теле из праха живет искра Творца Миров, и эхо его духа. Человечность и справедливость, и все приобретения духа и морали человечества – получили вечное подтверждение посредством этого Б-жественного эха в сердце человека. И они стоят выше всех материалистических учений из праха и пепла.
* Получается, что философия Розенцвайга это своего рода «антифилософия». Отрицание «общности» как сути вещей, и поиск спонтанности и индивидуальности, как «избавления» * Еще один путь бегства от реальной жизни индивидуума философия предлагает в виде поиска «единства». Исходная точка философии, что следует найти единую основу множественности реальности. «Что есть все», спрашивает философия, «от Ионии до Йены», от первых греческих философов, и до университета Йены Гегеля, который привел ее к окончательному выводу. «Все – вода». «Все – движение». «Все – огонь» – решили первые философы. Гегель идентифицировал эту «общность всего» с разумом. Нить, связывающая все эти попытки – это использование разума, чтобы свести множественность реального мира к единству.
Соль союза Б-га твоего. Сказали мудрецы: сказано «союз» о соли. И сказано «союз» о наказании. Ибо наказания это аспект соли, которая вынимает из человека всю дурную кровь, из которой происходят все дурные страсти, и все грехи, и оттуда происходят все богоотрицания, и все вопросы, и недостаток веры. Поэтому, когда удостаивается посредством наказаний пробудиться в тшуве, и искать дела свои, и открыть и сделать дырку в своем каменном сердце, что это аспект «засаливания» мяса, которое должно происходить именно в дырявом сосуде, тогда удостаивается посредством этого изгнать и исторгнуть всю дурную кровь, все страсти, и удостоиться цельной веры. И также посредством поста с пробуждением тшувы и разбитым сердцем, удостаивается также этого.
Розенцвайг исходит из того, что нет «целого». Человек это человек, мир это мир, а Б-г это Б-г. Различия между ними принципиальны, и их невозможно уменьшить. Это то что говорит прямой и здоровый разум. Так люди думают, и так думают также психологи, когда они не заняты философией. Вместо абстрактных «общностей», разбивающихся об страх человека перед смертью, Розенцвайг требует от нас дать поверить тому, что мы ощущаем ,в реальность, как мы ее встречаем, в понятия, источник которых в языке, на котором мы говорим