Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

24

«Быть человеком означает обладать совестью и ответственностью» (Виктор Франкл) Этика иудаизма это одна из самых замечательных и манящих идей иудаизма. В соответствии с этой идеей Вс-вышний приглашает нас быть, как говорят мудрецы, «соучастниками творения мира». Б-г, сотворивший мир с любовью, призывает нас творить с любовью. Б-г, подаривший нам свободу, требует от нас уважать свободу другого и укреплять ее. Б-г, ультимативный «другой», требует от нас протянуть руку «другому» человеческому. Жизнь это призыв Б-га к ответственности.
Ученик рабби Хаима из Бриска спросил однажды своего учителя, в чем состоит задача раввина? Ответ был: «требовать обиду одиноких и оставленных, защищать уважение бедняков, и спасать ограбленного от грабителя»
Меня никогда не убеждало, что смотреть на человечество сквозь черные очки это более «прагматичный» взгляд, чем какой-либо другой. Наоборот: я верю, что все мы созданы по Б-жьему образу, и что у каждой культуры есть что дать общечеловеческому наследию. Я верю также, что ты не обязан быть религиозным, чтобы быть благим (творить добро). Это нашло свое выражение среди тех тихих героев и героинь, которые спасали души во время Катастрофы. Общее у всех них — так показывают исследования — это было не религиозная вера, и также не какое-то определенное воспитание. Большинство из них не считали, что делают что-либо особенное, хотя многие из них понимали, что они подвергают себя опасности, и могут заплатить за это жизнью. Они были просто людьми, и поступали, как люди должны поступать.
Иудаизм это не религия, требующая чистого подчинения, преклонения перед Высшей Волей. В истории Ноаха и потопа Танах дает нам, явным и удивительным образом, критику чистого подчинения. Ноах исполняет все, что Б-г приказывает ему. Но пока что мир разрушается. От Авраама Вс-вышний требует уже большего: «ходи передо мной и будь целен». Другими словами: не жди приказа! Иногда ты должен проявить инициативу, идти «предо мной». Танах среди прочего, это история стимуляции инициативы человека. Важно рассказывать эту историю, ибо лишь немногие замечают ее
За идеей этики социальной ответственности стоит дерзкая мысль, что больше, чем мы верим в Б-га, Б-г верит в нас. Несмотря на его частые разочарования в нас, он не отказывается от нас, и никогда не откажется от нас. … Вс-вышний раскаивается в том, что привел потоп на землю и обещает не требовать более от человека того, что его природа позволяет ему исполнить
У Сакса я нахожу своего рода «трансформацию» веры, источник которой в хасидизме и у Гешеля. Не я верю в Б-га, а Б-г верит в меня. То, что у меня есть вопросы — это не только не ослабляет веру, но наоборот, только укрепляет ее (очевидная аллюзия на Зоар, מי דקיימא לשאלה) Почему это существенно? Или даже принципиально? Возможно, что в нашем поколения для большинства из нас очень трудно обнаружить «прямую» веру, прямое ощущение «нохахут», присутствия высшей силы. Какой выход? Выход это «обратная» вера. Не я верю в Него, а Он верит в меня.
Совершенно ясно, что во времена Алтер Ребе или Баал Шем Това, когда страдания еврейского народа были невыносимы — хасидизм, этот своего рода «морфий» облегчал страдания народа. Но сегодня этот «морфий» колют всем подряд и без разбора, и без всяких показаний
Я вчера голосовал за Смотрича. То, что он сделал — это кажется, революция. Национально-религиозный лагерь получает 14 мандатов иил даже больше. То, что он взял Бен Гвира. И заставил его молчать — это тоже супер. Как он смог заручиться поддержкой раввинов — выше моего постижения. «Нечто новое начинается» — по крайней мере хочется верить что так