Когда мы говорим о "двух началах", совершенно очевидно, что Берешит это начало, связанное с "мидот", семью эмоциональными сферами. А "этот месяц вам" - это три интеллектуальные сферы.
И хотя, на первый взгляд, интеллект выше разума, и с него следовало бы начать. Но Тора отвергает этот путь, и начинает с эмоций, а не с разума.
Розенцвайг говорит о пути "философии", игнорирующей "тело" (они же семь эмоциональных сфирот) как пути к смерти, и даже как о "самоубийстве"
(по мотивам философии Розенцвайга - полная цитата в сл. посте)
Пару дней назад пошел покупать книги рава Бройера, и поскольку там принцип "купи одну получи одну бесплатно", выбрал себе книгу Огада Нээмана "Слово и Огонь", введение в философию Франца Розенцвайга.
Начал читать - крутая совершенно книга. В свое время я пытался понять хоть что то у Розенцвайга - ничего не понял и отложил до лучших времен. А тут вроде что-то понятно. Перевел вчера целый кусок оттуда.
С кем спорит Розенцвайг? Автор исследования утверждает, что он спорит с философией. Мне почему-то показалось, что он спорит с христианством. Вполне логично, если учесть его мучительный выбор перед крещением и возвращением в еврейство, который он описывает.
"Все эти страхи перед жизнью все те попытки бегства наружу и вовне с которыми мы боролись вследствие
"Все эти страхи перед жизнью, все те попытки бегства наружу и вовне, с которыми мы боролись вследствие болезни разума, можно понять как попытку избежать смерти. Человек, парализованный страхом в потоке жизни, видит, подобно индийскому принцу, смерть, которая ожидает его в конце его пути. Поэтому он оставляет жизнь. Он предпочитает не жить, если жить означает умереть. Он предпочитает умереть внутри живого тела. Он спасается от неизбежности смерти в параличе искусственной смерти. "
(Франц Розенцвайг)
Грех, в котором есть также моральный провал, более серьезен (чем чисто "религиозное" нарушение). Ибо он свидетельствует о увечной морали и отсутствии природного чувства, которое должно быть у каждого человека
(Рав Амиталь, "И землю отдал людям")
Есть одна идея, о которой, несмотря на ее очевидность, почти банальность, мы зачастую забываем. Сказано "и прийдешь к судье, который будет в дни твои". Спрашивают: а как можно прийти к судье, который не в твои дни? И отвечают: Ифтах в своем поколении как Шмуэль в своем.
Так или иначе нужно идти к судье твоего поколения.
Что это значит практически? Есть некоторые уважаемые равы, которые искренне считают, что они и есть "судьи поколения". И у них есть даже ученики, которые тоже так считают....
Рав Йонатан Сакс цитирует из Майкла ? что случилось с либеральной мечтой "конца истории".
Его слова в точности отражают саму суть нового мирового беспорядка:
Основная моральное препятствие на пути к миру это жажда мести. В наше время подобная страсть считается, как правило, чем то низменным и неподобающим. И поскольку она считается таковой, ее моральное значение в глазах тех, кто переживают такое чувство, почти не находит понимания.
Но месть, с точки зрения морали, это стремление сохранить верность мертвым, почтить их память посредством продолжения войны, с той точки, где они должны были оставить ее. Месть это верность прошлым поколениям. У этого круга поколений нет логического завершения. Но именно невозможность мести соединяет общины в порочный круг мести.
На иврите говорят, "три раза мороженое". Как то так получилось, что три ведущих современных рава, навскидку, Гешель, рав Амиталь, вот сейчас Йонатан Сакс говорят о религии прежде всего как об этической (моральной) норме.
Случайность? Или реальный взгляд на мир?
Йонатан Сакс.
"Соединить разбитый мир"
Предисловие автора
..эта книга, вышедшая в свет первоначально в Британии и в Америке, предназначена прежде всего для народа Израиля и страны Израиля. Причина тому проста: иудаизм это не только религия. В вершине его устремлений находятся не личные отношения индивидуума с Б-гом в потайных отделах его души. Основное творение иудаизма это нечто другое – построение общества, основанного на справедливости и суде, милости и милосердии, уважения к личности и святости жизни. И есть только одно место где это может произойти. На протяжении почти четырех тысячелетий истории евреи жили во всех странах мира,но только в одной из них они способны построить общество – в Земле Израиля. Это место, где еврейство жило не только в сердцах индивидуумов, но также в общественном пространстве, в общем пространстве нашей коллективной жизни.