Йонатан Сакс

Йонатан Сакс.

"Соединить разбитый мир"

Предисловие автора

..эта книга, вышедшая в свет первоначально в Британии и в Америке, предназначена прежде всего для народа Израиля и страны Израиля. Причина тому проста: иудаизм это не только религия. В вершине его устремлений находятся не личные отношения индивидуума с Б-гом в потайных отделах его души. Основное творение иудаизма это нечто другое – построение общества, основанного на справедливости и суде, милости и милосердии, уважения к личности и святости жизни. И есть только одно место где это может произойти. На протяжении почти четырех тысячелетий истории евреи жили во всех странах мира,но только в одной из них они способны построить общество – в Земле Израиля. Это место, где еврейство жило не только в сердцах индивидуумов, но также в общественном пространстве, в общем пространстве нашей коллективной жизни. Иудаизм заметен сегодня в Израиле в основном в том, что касается суббот и праздников, кашрута, чистоты семьи и личного статуса. Но это только одна сторона Торы. В большинстве книг Танаха, "служение Б-гу" означает, прежде всего, честность и справедливость, и исправление условий жизни всего общества. В иудаизм Танаха есть две составляющие: учение священников и учение пророков. Учение святости и чистоты – и учение социальной справедливости и сострадания. Израилю сегодня необходимо учение пророков.

Иудаизм - это политика в той же степени как и дух, и во многих аспектах мы сегодня находимся в ситуации, удивительно схожей с той, которая была во время зарождения иудаизма. Иудаизм начинался как протест против сверхдержав того времени: Мессопотамии во времена Авраама, и Египта Фараонов во времена Моше и сынов Израиля. Оба эти общества были иерархическими. Маленькая элита, среди которой царь и его двор, которая удерживает в своих руках все силовые позиции, в то время как простой народ лишен какой-либо силы. В этих обществах процветает нищета, безграмотность и болезни. Условия работы ужасны. Государство не предназначено, чтобы обслуживать народ, наоборот, народ предназначен служить царю. В обоих этих империях задачей религии было сохранять это неравенство и оправдывать его. … Следует обратиться к источникам мудрости традиционного еврейства, ибо они выражают мечту о самом милосердном обществе, которое когда-либо существовало. Начало его в революционной идее о том, что каждый человек, независимо от цвета кожи, культуры или статуса, создан по образу Б-га и подобен ему. На этом стоит все еврейство, которое представляет собой развитие этой идеи для реализации в обществе и экономических, политических и социальных структурах. Иудаизм требует от общества стоять на страже, и постоянно спрашивать себя: сохраняется ли у нас уважение к личности? Следим ли мы за тем, чтобы свобода одного не сопровождалась ущемлением свободы другого? Как предотвратить разрыв между теми, у кого есть, и теми, у кого есть меньше? Как уберечься от развращения властью?

Запись опубликована в рубрике: .