Пару дней назад пошел покупать книги рава Бройера, и поскольку там принцип "купи одну получи одну бесплатно", выбрал себе книгу Огада Нээмана "Слово и Огонь", введение в философию Франца Розенцвайга.
Начал читать - крутая совершенно книга. В свое время я пытался понять хоть что то у Розенцвайга - ничего не понял и отложил до лучших времен. А тут вроде что-то понятно. Перевел вчера целый кусок оттуда.
С кем спорит Розенцвайг? Автор исследования утверждает, что он спорит с философией. Мне почему-то показалось, что он спорит с христианством. Вполне логично, если учесть его мучительный выбор перед крещением и возвращением в еврейство, который он описывает.
В чем спор? Или наоборот, в чем нет спора? Нет спора, что человеком движит страх перед смертью.
В чем да спор? Спор в том, что с эти делать? Философия - говорит Розенцвайг - предлагает... самоубийство. Чтобы избавиться от страха перед смертью - лучший способ - гильотина. Решает проблему раз и навсегда...
Что имеется в виду? Что все вещи "бренные" и временные, телесные, объявляются не стоящими внимания. Только "идеи" заслуживают внимания, говорит Платон.
Розенцвайг говорит, что это означает самоубийство (см. в тексте - ссылка в первом комменте). Это означает отказ от "ощутимости" жизни.
У меня это очень перекликается с философией рава Кука, который также призывает вернуться к "реальности" жизни, выйти из гетто на свежий воздух. И как я уже сказал, я вижу здесь острую полемику с христианством, предлагающим "умереть чтобы не жить".
Я конечно догадываюсь, что в иудаизме это тоже есть. Известная цитата из Зоара, который в свою очередь цитирует Мишлей (Притчи Соломона) "И я прославляю мертвых которые уже умерли" и т.д.
И тем не менее, основной "наезд" мне кажется здесь на христианство. И на влияние христианства на иудаизм, о котором говорит рав Кук.
Ицхак Пензев это в честь тебя пост. Что ты скажешь?