07

С удовольствием перепечатываю пост Андрей Софин из нашего вотсапа: На счет миссионерства хочу сказать. Иисус сказал "я дверь, кто войдет и выйдет, пажить найдет". Ассоциация с дверью не случайна, в дверь входят и проходят внутрь, а не остаются стоять в проходе, и тем более не поклоняются двери! Иисус дал возможность неевреям каким то образом приобщиться к народу Израиля, приблизиться тем кто был далек от веры Авраама. Если народы мира используют эту возможность и привьются к благородной маслине, станут получать сок святости, любви и милосердия, и станут одним плечом с еврейским народом наполнять мир Б-жественностью, то честь и хвала Иисусу от еврейского народа, его заслугу не сложно будет понять любому еврею. Но коли пихать в эту дверь самих евреев, делая из Иисуса объект почитания, то это будет поруганием и разрушением того дела за которое он заплатил своей жизнью. Вот здесь становится понятными слова Иисуса, что не многие из вас спасутся, но полетят во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов.
Это тоже Андрей Софин : Эта дверь нужна неевреям, так как через нее они получают возможность войти к народу Израиля. Но для евреев, которые уже внутри, дверь представляет опасность, так как многие поверившие в Иисуса просто берут и выдергивают евреев через эту дверь во внешнюю среду которая есть язычество. Эти христиане используют Христа-дверь, не для того чтобы войти самим, а чтобы вытащить еврея наружу. Это и есть полная противоположность предназначению Двери! Как мы в таком случае избежим гнева? И отделит козлов от овец...
Еще про Амалека. "И поразил у тебя всех ослабевших позади тебя" Мы говорим, что Амалек это скрытое зло в человеке. Где оно проявляется? В преследовании слабых и отставших от лагеря. Найти в человеке какое то слабое место, и "нажимать" именно там. Есть много вариантов, как это делать. Только именно там проявляется сокрытое зло, "иголка в легком" Амалека... Классические ситуации: когда человек в зависимости от тебя. Не важно какой. Ментальной, моральной. И ты чувствуешь что ты можешь здесь надавить...
"Постмодернизм это не столько философия, сколько мироощущение. В основе его - отсутствие веры в большие нарративы, в метафизические цели и во всеобъемлющие теории" (Шагар, "Скрижали и обломки скрижалей", в предисловии) Другими словами - применительно к тем реалиям, которые мы здесь обсуждаем: * Мессия умер. Не важно - иудейский или христианский. Мессия - это чисто "модернистская" идея (получается, что пророки были модернистами?) какой то "конечной цели". И постмодерн больше не готов верить в такую метафизическую цель, в какое то "светлое будущее". Хотя конечно, нужно очень хорошо проверить, были ли пророки "мессианскими" в том смысле, как это понимается сегодня. Или же их "мессия" был куда более земным.
Шагар Рав Шагар говорит, что национально-религиозное общество живет в нескольких противоречащих друг другу измерениях, и попытка из соединить потерпела сокрушительный крах, или, как минимум, привела их к уплощению. Например, любая попытка уклониться от противоречий между наукой и религией, между видением рава Кука и современным Израилем, между ценностями еврейства и значительной частью ценностей западной культуры - это в лучшем случае наивность, в худшем "итамемут" Огромные "ножницы" между реальностью, полной противоречий, и между мечтой о целостности и единстве приводит к идеологической перегрузке (идеология означает ложное мировоззрение, оторванное от реальности) которая приносит огромный вред: отход от религии, повреждение веры, которая всегда должна быть честной и аутентичной, и отрыв от все больших частей израильского общества, отвергающих подобный "идеологизм"
Еще Шагар: Действительно ли "гармония" (о которой так много говорит рав Кук) достижима или же это скорее фантазия для маленьких детей? מהו היחס בין חזון זה (שהרב שג״ר מקשר אותו להגותו של רבי נחמן מברסלב) לבין חזון ההרמוניה של הרב קוק? לפי הרב קוק, שורש העולם מצוי באחדות, ולכן ניתן למזג בין נטיות הנראות שונות ומנוגדות ממבט ראשון; התפיסה הציונית־דתית המורכבת התעצבה למעשה לאור חזון זה. ואכן, במקומות מסוימים מבקר הרב שג״ר את הדרך הזו, וטוען כי כאשר אנו מיישמים אותה אנו נאלצים לא פעם לרדד או אפילו לסרס את אחד הצדדים המתנגשים או את שניהם. יתר על כן: הוא מצביע על כך שגם בדברי הרב קוק עצמם ישנה הסתייגות מהמודל ההרמוני. עם זאת, במקומות אחרים בספר מציג הרב שג״ר את המודל הזה כתכלית וכמטרה הסופית, אולם מזהיר מפני מימושו הלא בשל. הוא עצמו הלך לעתים בדרך של ריבוי העולמות (בין השאר בתפיסתו החינוכית שניסתה לשלב בין מרכיבים חרדיים מסוימים לבין פתיחות וספקנות), ולעתים בדרך ההרמונית (כמו למשל בתפיסת לימוד הגמרא שלו כפי שנוסחה בספרו בתורתו יהגה). הוא הבין היטב שגם החזון ההיברידי עלול להפוך לאידיאולוגיה כאשר אין בכוח האדם לשאת את שני הצדדים הסותרים. לכן, למשל, הבין שקריאתו מתקופה מוקדמת יותר לחנך ילדים בגילאים הצעירים בכיוון חרדי, או למצער חרד״לי, לא תאפשר בניית קומה אישיותית ודתית מורכבת ופתוחה בשלב מאוחר יותר. לכן, בספר שלפנינו מציע הרב לאמץ צדדים מופשטים יותר מן
У меня такое впечатление, что рабби Нахман раскрывает нам путь служения человека разбитого (продолжение темы "святой разбитости - наш последний онлайн и сиха Карлебаха) Нужно это проверить. Но если так то понятно, почему рабби Нахман так популярен. Иудаизм для разбитых. Есть иудаизм для цельных (Хабад например. И классика вязаных кип). И есть иудаизм для разбитых. Бреслав? Мы все любим говорить о мошиахе. Давид - это конечно "разбитый" мошиах. Иисус? - вопрос к знатокам. Что он символизирует - цельность или разбитость? Он праведник или баал тшува? У меня почему-то впечатление (возможно неверное), что он больше как царь Шаул. "Из тех, кто никогда не грешат". А Давид - разбитый баал тшува.
Интересное наблюдение: как только влезаешь в "религию" глубже чем положено, чувства вины растут в геометрической прогрессии. Причем какой то перманентной, экзистенциальной вины. А если я не знаю точно, в чем я виноват - еще лучше. Это, наверное, "скрытое зло" во мне... Получается, что сталинская инквизиция тридцатых годов тоже имеет психологические религиозные корни * Ну хорошо. А что если посмотреть на текст Библии с "светской" точки зрения? Там тема вины, греховности человека проходит красной линией. Адам - грешил. Каин - грешил. 10 поколений до Ноя - грешили! Ной - напился! Вавилон - грешники! И т.д. Наконец вышли из Египта. Получили Тору на горе. И - снова грех!

Запись опубликована в рубрике: .