Слушал вчера лекцию Дрора Бонди о Гешеле.
Как то очень подчеркнулось, что в основе всей религиозной философии Гешеля стоит *уважение к человеку*. Квод аадам.
На чем основано уважение к человеку? Гешель отвечает: на том, что человек несет на себе целем Элоким, Б-жественный образ.
*
Кажется очевидным. На самом деле нет.
Кто то пытается основать все на любви. Или на страхе. Или на вере. Или на битуль и шифлут.
Гешель, кажется, предлагает путь соединяющий путь запада, ставящего в центр человека. И иудаизма, ставящего в центр творца..
Тема "уважения к человеку" (квод-а-адам) по каким-то странным соображениям кажется почти отсутствует
Тема "уважения к человеку" (квод-а-адам) по каким-то странным соображениям, кажется, почти отсутствует в ультраортодоксальном обществе.
Тем не менее, принятие во внимание этого фактора имеет далеко идущие галахические последствия.
Классические (и скандальные) примеры: когда ультраортодокс просит пересесть женщину, сидящую рядом с ним в самолете.
Не такой скандальный, тем не менее, характерный вопрос: может ли ортодокс пожимать руку (или обнимать) женщину? Карлебах в свое время оставил Хабад из-за вопроса пожимания руки женщинам.
Две великие религии не выдержали испытания уважением к человеку и поэтому рассыпались.
Моше рабейну не выдержал испытания уважением к человеку и поэтому не вошел в Эрец Исраэль.
Когда я слышу что Йешуа омывал ноги своим ученикам - я понимаю что он таки да выдержал это испытание.
Но тогда я не понимаю, как те, кто от его имени топтали человеческое достоинство веками, имеют наглость говорить от его имени?