Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

08

Слушал вчера лекцию Дрора Бонди о Гешеле. Как то очень подчеркнулось, что в основе всей религиозной философии Гешеля стоит *уважение к человеку*. Квод аадам. На чем основано уважение к человеку? Гешель отвечает: на том, что человек несет на себе целем Элоким, Б-жественный образ. * Кажется очевидным. На самом деле нет. Кто то пытается основать все на любви. Или на страхе. Или на вере. Или на битуль и шифлут. Гешель, кажется, предлагает путь соединяющий путь запада, ставящего в центр человека. И иудаизма, ставящего в центр творца..
Тема «уважения к человеку» (квод-а-адам) по каким-то странным соображениям, кажется, почти отсутствует в ультраортодоксальном обществе. Тем не менее, принятие во внимание этого фактора имеет далеко идущие галахические последствия. Классические (и скандальные) примеры: когда ультраортодокс просит пересесть женщину, сидящую рядом с ним в самолете. Не такой скандальный, тем не менее, характерный вопрос: может ли ортодокс пожимать руку (или обнимать) женщину? Карлебах в свое время оставил Хабад из-за вопроса пожимания руки женщинам.
Две великие религии не выдержали испытания уважением к человеку и поэтому рассыпались. Моше рабейну не выдержал испытания уважением к человеку и поэтому не вошел в Эрец Исраэль. Когда я слышу что Йешуа омывал ноги своим ученикам — я понимаю что он таки да выдержал это испытание. Но тогда я не понимаю, как те, кто от его имени топтали человеческое достоинство веками, имеют наглость говорить от его имени?