Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

02

Очень интересное отношение мудрецов Израиля к идее «раздельных общин» (в смысле харейдим отдельно, остальные отдельно). Еще в том виде, как это было в начале 20 века. Про то, во что это превратилось сегодня даже и подумать было нельзя…. То, что Нецив пишет о конфликте саддукеев и фарисеев как о причине изгнания — это отдельная жемчужина. * Рав (Кук) отвергает подход «раздельных общин» (т.е., ортодоксальных общин, отделенных от реформистов). Рав Маймон отмечает (Азкара, стр. 132-3) что великие мудрецы Германии выступали против подхода РШР Гирша, и среди них р. Ицхак Дов Бембергер, и также рав Яаков Этлингер (автор Арох лаНер). И также Нецив (в ШуТ «Мешив Давар», 44) выступал против подхода Ктав Софер в вопросе разделения общин: «Ибо этот совет тяжел, как меч, для тела народа и его существования, ибо когда мы были в нашей святой земле… разрушена была земля, и разрушился Храм, и Израиль ушел в изгнание, из-за конфликта фарисеев и саддукеев… И как же мы заповедаем сынам нашим отделиться друг от друга? Также рабби Исраэль Салант выступал против этого
«И вся основа идеи выведения грешников Израиля из общности нации, это негодная идея, и это настоящая ересь (минут), как говорится в Мишне Мегила 25, «тот, кто говорит «благословят тебя благие – это путь еретиков (минут)» Маамарей Раая 58). И еще объясняет там (стр 59), что Маарал (Нецах Исраэль гл 11) основал всю свою систему на том, что выбор Израиля и их достоинство выше чем всякое действие или человеческий выбор, и никакой грех и преступление, и никакая ересь не способны повредить эту святость единства с Б-гом
Дочитал сегодня Иисус для неверующих Спонга. Книга впечатляет. Понятно, что я нахожу много общего с хасидизмом, с равом Куком, с равом Карлебахом. Тем не менее, удивительно, если действительно 2000 лет назад ходил по этой земле человек, призывавший к всеобщей любви, невзирая на национальные, половые, ритуальные границы — как это пишет Спонг. Кроме всего прочего, эта книга — замечательнй пример, как нам нужно интерпретировать сегодня древние тексты. Фильтруя весь «теизм», всю религиозную авторитарность, всю коленопреклоненность человека.